Ханс Ехэн Шмидт: «Процесс сближения нельзя остановить»

Интервью нашей газете дал руководитель офиса ОБСЕ в Минске

ОБСЕ на сегодняшний день — крупнейшая региональная организация в мире. В ее состав входят 56 государств, включая все европейские страны, государства СНГ, США и Канаду. Всеобъемлющий подход организации к вопросам безопасности и широкий состав участников делают ее уникальным и важным международным политическим форумом. Однако в прежние годы в нашей стране многие привыкли воспринимать ОБСЕ как некую обособленную, а то и недружественно настроенную структуру, позабыв, что Беларусь — сама ее полноправная участница. Сегодня сложившийся стереотип претерпевает серьезные изменения. О том, как выстраиваются взаимоотношения нашей страны внутри организации, а также со странами ЕС, рассказывает посол, руководитель офиса ОБСЕ в Минске Ханс Ехэн ШМИДТ (на снимке).

— К инициативам Беларуси в организации всегда прислушивались. Я считаю, большое преимущество вашей страны заключается в том, что она имеет очень компетентное представительство в Вене. Его сотрудники активно работают, выдвигают предложения, идеи, которые в Вене внимательно рассматривают. В настоящее время Беларусь поднимает вопросы построения эффективной системы безопасности на континенте. И это отвечает настроениям других стран-участниц. К слову, министр иностранных дел Германии Штайнмайер по этому поводу отмечает: «Нам необходим новый старт для контроля над вооружениями». Разрозненно эффективно противостоять современным угрозам и вызовам не представляется возможным. Поэтому государства должны активно идти навстречу друг другу, находить компромиссы. Над этим работают участники ОБСЕ, в том числе и Беларусь.

— Какие задачи стоят перед офисом ОБСЕ в Минске?

— Хочу подчеркнуть: многие страны-участницы забывают, что наши офисы, и в частности в Минске, не представляют отдельно взятые страны. И если мы находимся в Беларуси, значит, защищаем белорусские интересы, реализуем здесь проекты, представляющие общеевропейские ценности. А потому нам важно тесно сотрудничать с государственными структурами, вашим правительством. Очень приятно видеть и ощущать их поддержку. Сегодня мы работаем над проектами и предложениями, которые позволят улучшить деловой климат в вашей стране, ее имидж на международной арене, будут способствовать продвижению демократических ценностей. Много задач стоит перед нами и нашим партнером — Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в экологической сфере. Мы организуем семинары, проводим мониторинги выполнения договоренностей в этой сфере. Осенью планируем провести семинар по энергетике. Энергосбережение, использование альтернативных источников актуально для всех европейских стран. Идя по пути экономических реформ, мы также организуем в координации с международными финансовыми институтами, представленными в Минске, экспертные «workshop». В этом году планируем провести «workshop» с участием таких международных организаций, как МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк. Здесь будут рассмотрены вопросы приватизации с учетом балканского опыта и опыта стран Балтии. На медийном пространстве рассматриваем возможность проведения «workshop» по теме «Этика и профессионализм в современном поле информации». Как видите, у нас много совместных планов.

Еще одна важная задача — организация мониторинга судебных заседаний и проведения митингов и демонстраций в республике. Для нас важно укрепить сотрудничество с теми государственными структурами, которые отвечают за эти процессы. Это также в значительной степени будет способствовать улучшению имиджа Беларуси за рубежом.

— А как вы оцениваете перспективы сотрудничества Беларуси и ЕС в рамках программы «Восточное партнерство»?

— Хорошо, что Беларусь наконец получила возможность пользоваться всеми преимуществами этого партнерства. Основа этого сотрудничества заключается в продвижении региональных интересов. ЕС в этом очень заинтересован. Я также хочу подчеркнуть, что программа партнерства, действительно, не направлена против кого бы то ни было, в том числе против России. А болезненное восприятие, которое мы сегодня наблюдаем с Востока, — это, скорее, психологическая проблема. Просто все привыкли, что Беларусь всегда стояла как бы за рамками диалога в Европе. В то время как ее соседи и Россия активно сотрудничали на европейском пространстве. Более того, прежде ЕС общался по многим вопросам только с Россией, в то время как при этом затрагивались прямые интересы стран-соседей. Это касается транзитных перевозок, транспортировки энергоносителей и т.д. В Беларуси есть вся необходимая инфраструктура, чтобы повысить объемы транзита, что очень важно и для потребителей, и для поставщиков. Поэтому существование вашей страны вне европейского контекста должно было когда-то прекратиться. А существующее у кого-то беспокойство по этому поводу, уверен, скоро пройдет.

— Какая политическая стратегия в отношении Беларуси существует сегодня в Европе?

— Для того чтобы наши взаимоотношения в рамках «Восточного партнерства» развивались успешно, необходимо достижение нескольких целей: более глубокой интеграции республики в европейскую экономику, принятия европейских норм правовой системы, создания платформы для диалога между государственными органами и гражданскими организациями, удаления преград для контактов между людьми и последовательного перехода к безвизовому режиму. Свободное перемещение людей имеет особое значение. Поэтому сейчас прорабатывается возможность снятия всех визовых барьеров на пути белорусских граждан в Евросоюз.

Также ЕС заинтересован в развитии массмедийного пространства в вашей стране. Без свободного доступа к информации не может быть полноценной интеграции в других сферах. Наш офис активно участвует в дискуссиях по развитию СМИ Беларуси, обсуждении нового законодательства.

Те правила работы на информационном поле, которые сегодня у вас существуют, не должны быть догмой, нужно не бояться своевременно вносить изменения и поправки. Не все положения в новом законодательстве отвечают нормам Европейского союза. И, я думаю, если Беларусь хочет быть полноценным участником европейского медийного пространства, надо уметь находить компромиссы.

Впрочем, нам импонирует то, что белорусские чиновники открыто обсуждают эту тему. Это согласуется с положениями «Восточного партнерства».

— По поводу этой программы у всех нас много надежд. Но хотелось бы узнать ваше мнение по весьма щекотливому вопросу: если признание Южной Осетии и Абхазии Беларусью произойдет, означает ли это, что на «Восточном партнерстве» можно поставить крест?

— В самом ЕС много разных мнений на этот счет. Но лично я против спекуляций на эту тему. До сих пор за тем, что происходит на Кавказе, ваша страна следила очень внимательно и осторожно. И я надеюсь, что Беларусь примет адекватное решение, которое не будет противоречить ее собственным интересам. Как бы там ни было, процесс сближения республики с Евросоюзом нельзя останавливать — от этого потеряют обе стороны.

— Все идет к тому, чтобы восстановить Беларусь в статусе специального наблюдателя в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Как это оценивает ОБСЕ?

— Мы приветствуем такую возможность. Председатель ПА ОБСЕ Жоао Соареш заметил по этому поводу, что Беларусь «лучше включить, чем исключить». Очень рекомендовал восстановить республику в этом статусе и докладчик по Беларуси Комиссии по политическим вопросам ПАСЕ Андреа Регони. Я уверен, они правы. Ведь если мы хотим построить конструктивное сотрудничество, об изоляции не может быть и речи. 8 июня в Минске будет открыт информационный пункт Совета Европы. Это, на мой взгляд, знаковое событие и показатель: Европа, как никогда прежде, стремится к максимально эффективному сотрудничеству с республиками бывшего СССР.

— Этим объясняется председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году?

— Действительно, впервые организацию возглавит бывшая советская республика. Это символически важное решение. Перед Казахстаном стоят большие, ответственные задачи. Наш континент сталкивается с новыми угрозами и вызовами. Неожиданно на карте может разгореться война там, где раньше был замороженный конфликт. Поэтому ОБСЕ должна активно работать над обеспечением безопасности. Казахстану, впрочем, как и последующим председательствующим, предстоит сыграть свою роль в структуризации диалога по безопасности. И это на сегодняшний день — главная задача.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter