Халтура не принимается

О качестве дорог

Вчера дорогу отремонтировали, а завтра она опять напоминает полосу препятствий. Где так? Повсеместно! Ежегодно сотни столкновений на наших дорогах происходят не по вине водителей или пешеходов, а из-за отвратительного качества дорог. К примеру, в этом году на Брестчине по этой причине в авариях погиб один, а травмы получили шестеро пешеходов. Плохое освещение, оледенение, ненадлежащее содержание — вот всего лишь несколько самых распространенных формулировок, мелькающих в статистических отчетах ГАИ. Ну а так называемое «железо», то есть ДТП, при котором нет погибших и раненых, а страдает от плохой дороги лишь машина, никто не считает...


Жаль, что невозможно вернуть хозяину плохо отремонтированную улицу или дорогу, как, например, стиральную машину или телевизор, сгоревшие во время гарантийного срока. Я бы с удовольствием вернула, скажем, «кусок» улицы 50 лет БССР в Барановичах, рядом с новой автозаправкой, который укатали свежим асфальтом лишь в прошлом году. Или улицу Фроленкова, ремонт который нехорошим словом поминают все, кто по ней сегодня проезжает. Лично я, подскакивая на ямах вышеупомянутых улиц, думаю о... гарантии, качестве и тех людях, кто обязан их контролировать.


В департаменте «Белавтодор», куда я дозвонилась, уверяют, что такие специалисты есть. Целая структура, которая ведет мониторинг и контролирует качество дорожных работ. Вот только отвечает «Белавтодор» лишь за дороги республиканского значения. За улицы в городах ответственность несут их владельцы, как правило, коммунальные предприятия.


Генеральный директор Брестского областного ЖКХ Сергей Лобанов перечислял мне заботы. Вторую неделю в области идут ямочные ремонты улиц. Планируется восстановить 110 тысяч квадратных метров. Пока выполнено чуть более 10 процентов. Но к концу мая планируется все закончить.


Руководитель добавил еще, что качество ремонта улиц улучшается с каждым годом — за счет современной техники и новых технологий. Эти новые технологии, кстати, подразумевают выполнение работ только в сухую погоду и при температуре выше 5 градусов тепла. Так что если рабочие швыряют горячий асфальт в лужи — это грубое нарушение. На коммунальных предприятиях тоже существуют специальные люди, инспектирующие и контролирующие качество ремонта улиц, отслеживающие гарантийные сроки эксплуатации дорожного покрытия. Если асфальт разрушается до окончания такого срока, восстанавливает его подрядчик за свой счет.


В общем, на словах все выглядит прекрасно. А на деле... Думаю, каждый из нас вспомнит не одну ямку на дороге, ремонт которой наблюдает с завидной регулярностью — и в дождь, и в снег. И так — каждые два–три месяца. Поэтому я вижу резон в невеселых рассуждениях начальника отдела урегулирования убытков по транспорту Брестского филиала «Белгосстраха» Александра Левчука. «Думаю, делать некачественный ремонт улиц и дорог нашим службам выгодно. Они обеспечивают себе фронт работ на будущее», — предположил он. А еще заметил, что водители довольно редко обращаются к страховщикам по поводу испорченных на дорогах машин.


Во–первых, не всякое повреждение машины относится к страховому случаю. Во–вторых, «железо» не входит в обязательное страхование — только в добровольное. А, в–третьих, процедура оформления такого ДТП длительная и неудобная. Именно поэтому так мало автовладельцев отстаивают свое право на хорошие дороги и улицы в суде.


А жаль! Возможно, если бы мы были настойчивее, если бы владельцам дорог стало невыгодно халтурить, а выгодно — делать все качественно, то и ремонт шоссе и улиц действительно стал бы лучше, появились бы настоящие строгие контролеры и реальные гарантийные сроки. И еще вот какая мысль возникла. Вот водители в обязательном порядке страхуют свою ответственность, если станут виновниками ДТП. А почему бы и к дорожникам не применять подобный механизм?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter