Из всех искусств для нас важнейшим является «фанера»

Халтура минус честность

О "пении" под фонограмму
«Из всех искусств для нас важнейшим является «фанера» — такой грустный вывод напрашивается после очередного «Славянского базара в Витебске». Справедливое возмущение у многих простых зрителей и профессионалов вызвало использование артистами фонограмм, что не могло не бросаться в глаза на фоне тех единиц, кто честно отрабатывал свой фестивальный хлеб.

Какой век на дворе? Двадцать первый вроде. Какая, к лешему, фонограмма? Вы в своем уме? Технологии рванули вперед, пенсионеры осваивают интернет. Электронная грамотность возросла. Все стали зоркими и циничными. Все всё видят. Любой промах артиста — штаны треснули на причинном месте или юбка на ветру взметнулась — все тут же, как сороки, об этом пишут, выкладывают в интернет, передают из уст в уста. И вроде столько раз обсуждали и артисты, и критики: использование фонограмм — это стыдно и непорядочно. А как только срок фестиваля подходит — «звездуны» снова достают записанные ранее болванки из своих загашников. Опять сами же зачем–то подставляются, дают почву для пересудов. Вот тебе, бурановская бабушка, и Юрьев день. Вот и конечный итог всех красивых разговоров о «перезагрузке» и ребрэндинге. Они на своих «фанерах» сидят и сидеть будут. Закатать таких артистов в бетон надо на «аллее звезд», чтобы людей не мучили.

Ветеранов сцены хотя бы понять можно — голос не тот, форма не та, а зритель любит, ценит, помнит. Как откажешься от выступления? А молодой певец о чем думает, когда открывает рот как рыба, не потрудившись даже заранее как следует выучить слова новой песни? Как прекрасно отпела две песни на церемонии открытия фестиваля очаровательная гостья из Великобритании Софи Эллис–Бекстор. Как сразу отозвался на ее выступление зал, как задышал сам амфитеатр. Вот оно, настоящее, живое. Ради чего все и затевается. Но почин Бекстор, кроме, кажется, еще и Пелагеи, никто не поддержал. Почти все артисты на церемонии открытия фестиваля пели под «фанеру». И на фоне вышколенной англичанки (Бекстор и в голову не придет обманывать зрителя) и румяной девушки из Сибири (скорее всего, Пелагея как педагог проекта «Голос» не захотела позориться) все остальные артистки выглядели просто статистками. А мужская часть фонограммщиков пыталась задавить зал харизмой, выпученными глазами или вымороченными спецэффектами.

И не надо в тысячный раз оправдываться, что подобное «пение» — требование прямого телевизионного эфира. Слава богу, видим теперь, как во всем мире делаются музыкальные шоу в прямом эфире. Никаких «фанер» и прочих атавизмов. Все живьем, а не умеете — идите переучиваться или вахтерами в трамвайный парк. Сутки через трое.
Почему ни в одной из профессий халтура не укоренилась так прочно и основательно, как в профессии эстрадного певца? Фуфла обычно стесняются, пытаются от него откреститься, побыстрее забыть и задвинуть куда–нибудь на заднюю полку, пряча глаза в пол: «Ну, вы понимаете. Тогда просто такая ситуация сложилась. Да и вообще все это «минус», т.е. я–то пою своим голосом, просто музыка уже была записана...»  На эстраде эту чернуху выносят на всеобщее обозрение. Нате — любуйтесь.

Узаконенное воровство, честное слово. И воруют артисты прежде всего у нас деньги, которые уплачены за билет. Плюс наше драгоценное свободное время, которое мы решили потратить на их выступление, хотя могли бы провести его с большей пользой. И не с ненормативной лексикой бороться нужно российским депутатам, она была, есть и будет, а с ненормативным поведением на сцене, к которому можно причислить выступления под фонограмму всех поп–звезд.

Кто еще не наелся этих «фанерных стружек»? Сегодня, когда, образно говоря, доступно все: камень, мрамор, красное дерево... Можно такой изысканный продукт делать, если не лениться. Но со старым, добрым и проверенным материалом как–то спокойнее. С ним быстрее: проехался с магнитофоном под мышкой по провинции — и отвалил греть пузо на курорт. И вот если бы там, на курорте, такому горе–артисту налили бы пару раз вместо гавайского рома дождевой воды, а вместо жареного поросенка принесли бы бутафорского, он бы задумался, стоит ли в следующий раз морочить зрителям голову своими рыбьими всхлипами. Как говорил тонкий любитель оперы, обладатель абсолютного слуха, враг любой серости во всех ее проявлениях, не терпящий халтурщиков на любом доверенном участке, доктор Ганнибал Лектор: Quid pro quo, что означает «услуга за услугу».

pepel@ng.by

Советская Белоруссия №137 (24520). Среда 23 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter