Халтура как жанр

Не грустите по любимым актерам во время отпуска театров — стоит включить телевизионный ящик, и они снова окажутся рядом с вами...
Не грустите по любимым актерам во время отпуска театров — стоит включить телевизионный ящик, и они снова окажутся рядом с вами. Ведь отпуск в театре — самая горячая пора, чтобы зашибить лишний гонорар на съемках–халтурах — как к этому слову ни относись и какой смысл ни вкладывай. Для меня, зрителя, далекого от медийных страстей и коротающего вечер чаще в компании томика сестер Бронте, настоящим открытием стало то, как много теперь местных артистов востребовано в телевизионной художественной продукции.

Волею судеб оказался как–то на даче с компанией сослуживцев. Хозяйка дома истово поглощала пресный поток телевизионных сериалов, отвлекаясь только на прием пищи и сердечных капель. На экране между внушительными рекламными блоками мелькали знакомые лица, и только один наивный вопрос добросовестным почтальоном Печкиным стучался в моей голове: почему же они так плохо, так вдохновенно плохо играют? Как будто рядом с ними стоит режиссер в кепочке с мегафоном в руках и кричит: «Играйте хуже! Еще хуже!» Иногда и чаще просто на уровне урюпинской самодеятельности. И всех этих названий не вспомнить, потому что в большинстве своем они схожи. Что–то в духе: тропинка вдоль реки или дорожка вдоль озера. Испытание верностью или искушение изменой.

...Семенит в резиновых сапожках и телогрейке Сергей Журавель, изображающий председателя разорившегося российского колхоза. Внимательно рассматривает очередной рентгеновский снимок Анатолий Котенев в роли врача провинциальной больницы. (За это время актер, наверное, стал хорошим специалистом в вопросах медицины.) Иногда, правда, белый халат Котенев меняет на кресло мэра или депутата с тем же заботливо–отеческим выражением лица. Вдохновенно сплетничает за столиком кафе подружка–хохотушка Елена Дубровская. Строит козни стервозная героиня Вероники Пляшкевич. Задумчиво смотрит из окошка деревенского дома на клубящийся туман над рекой Юлия Кадушкевич. Интересно, помогают ли потом им их экранные герои играть мольеровского Журдена или шекспировскую Катарину? Ведь кого ни послушай: каждый священнодействует на подмостках в меру своего таланта.

Накладывают ли отпечаток их стереотипные герои на манеру игры? Думаю, что да. Как переключиться с дубовых, лапидарных диалогов на высокую литературную речь? Наверняка целевая аудитория ходит на классику, чтобы увидеть знакомые лица, как некогда приходили на исполнителей из «Следствие ведут знатоки» или «Кабачка 13 стульев».

Сюжет нынешних историй прост и даже названия похожи. Как правило, провинциальная простушка приезжает в большой город, где сначала становится жертвой мошенников, потом — циничного номенклатурного сынка. После оказывается без средств к существованию, попадает за решетку за преступление, которого не совершала, теряет подруг и друзей, иногда и память. Но в итоге обретает счастье и свою вторую половину либо в лице начитанного олигарха–полиглота, которого тошнит от неискренности высшего света, либо в образе честного и принципиального адвоката, влюбившегося в простушку с первого дубля. И такой неживой, картонной игры не позволял даже Иван Пырьев в «Кубанских казаках».

Режьте меня тупым рыбным ножом, но вся эта халтура выхолащивает из актерской профессии волшебство. После таких бесхитростных историй актеры уже не способны сосредоточиться на серьезном материале. Штампуют одни и те же типажи. О театре на полную катушку можно забыть.

«Я не настолько богат, чтобы работать в театре», — то ли в шутку, то ли всерьез как–то обронил актер Олег Акулич, нашедший себя в сценических юмористических монологах сомнительного литературного качества. И, к сожалению, его слова становятся все более актуальными. Но все ли его коллеги имеют смелость сказать эти слова вслух? Кто–то продолжает истово служить высокому искусству, не замечать, что профессиональная планка снижена, а театр, как изношенный организм курильщика со стажем, все чаще дает сбои. Это уже не тот энергичный сияющий мир, привлекающий кокоток и идеалистов. Новые спектакли актеры репетируют теперь в «форточки» между съемками. И сколько их Островским ни корми, все равно уже смотрят не в текст пьесы «Лес», а на часы, чтобы вовремя приехать из Вологды в Керчь. Игра игрой, а актерская сума — по расписанию.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия №149 (24286). Вторник, 13 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter