Халатность в белом халате

Много ли вы знаете случаев, когда за неквалифицированные действия привлекают к ответственности медицинского работника? Даже если действия эти нанесли вред здоровью пациента. Я об этом слышала лишь легенды. И дело не только в том, что медицинское сообщество как никакое другое солидарно в стремлении не отдать на “растерзание” своего провинившегося коллегу. Просто пострадавшему, уже потерявшему от инцидента часть здоровья, обычно трудно найти в себе силы, чтобы пройти необходимые инстанции и добиться наказания нерадивого специалиста в белом халате. И тем не менее прецеденты все же есть.

Приговор вынесен по уголовному делу в отношении врача-гинеколога женской консультации одного из филиалов центральной городской поликлиники Гомеля. А возбудили это дело по факту перфорации (прокола) стенки матки, возникшей во время установки пациентке внутриматочной спирали — достаточно рутинной процедуры. Но для гомельчанки Б. она таковой не оказалась. Молодая женщина, находившаяся в гинекологическом кресле, неожиданно почувствовала острую боль, затем потеряла сознание. В чувство ее привели с помощью нашатырного спирта. Если бы гинеколог отнеслась к ситуации с большей долей профессионализма и просто человеческого участия, то вовремя обнаружила бы собственную ошибку. Но врач предложила пациентке отдохнуть и прийти на прием через десять дней, посоветовав в случае необходимости принимать но-шпу.
Несколько дней та и вела себя как “доктор прописал”. Но лучше не становилось. В итоге ультразвуковое исследование показало: “спираль” находится  не там, где должна была быть, а в брюшной полости. Пациентку срочно отправили в Больницу скорой медицинской помощи, где сделали операцию по удалению инородного тела. Молодая женщина провела в клинике две недели. Все это время дома ее ждали близкие и самый нуждающийся в ней человек — семимесячная малышка, которая осталась не только без любви и заботы своей мамы, но и без ее молока...
Следствие, как и судебное заседание, проходило довольно непросто. Гинеколог настаивала на том, что все случилось из-за особенностей организма пациентки. Однако проведенное ультразвуковое исследование подтвердило, что никаких врожденных или приобретенных внутренних патологий у нее нет.
И тут стеной за обвиняемую встали коллеги. Из корпоративной солидарности ходатайство в ее защиту подписали 47(!) врачей Гомеля, членов областного общества акушеров-гинекологов. Однако версия местных медицинских работников не совпала с выводами государственных судебных экспертов из столицы, дважды скрупулезно изучивших обстоятельства дела. Их заключение — виноват врач.
Суд Советского района Гомеля признал врача виновной и приговорил ее к 18 месяцам исправительных работ по месту работы с удержанием 10 процентов заработка в доход государства. Кроме того, она должна компенсировать затраты истицы на адвоката. Лечебному учреждению надлежит выплатить потерпевшей 2 миллиона рублей в качестве компенсации морального ущерба. Гомельский областной суд, рассмотревший недавно кассационную жалобу ответчицы, оставил приговор районного суда без изменений.
Что показательно: ни во время судебного процесса, ни после него гинеколог  не извинилась перед потерпевшей. Более того, ее фраза, брошенная на предварительном следствии в адрес пострадавшей молодой женщины: “Скажи спасибо, что тебе матку не вырезали!”, шокировала не только пациентку, но и всех, кто при этом присутствовал.
К счастью, для Б. все закончилось сравнительно благополучно. Спустя год она вернулась к нормальной жизни. Своевременно проведенная операция и молодость помогли восстановить здоровье. Но моральная травма и недоверие к людям в белых халатах останутся с ней до конца жизни.
А доктор продолжает работать в поликлинике. Между тем в ходе слушаний было установлено, что факт халатности и ненадлежащего исполнения гинекологом своих обязанностей — не единичный в ее практике. Так, однажды она уже проявила небрежность при профилактическом осмотре одной из женщин, предложив “просто подписать бумагу”. И только настойчивость самой пациентки (и в этом случае САМОЙ) помогла ей на ранней стадии выявить онкологическое заболевание и вовремя пройти лечение. Об этом в процессе судебного разбирательства она дала показания. Не правда ли, не позавидуешь женщинам, которые приходят на прием к такому врачу.
Во многих развитых странах, где врачи не имеют права практиковать без соответствующей лицензии, двух названных случаев уже хватило бы для того, чтобы поставить точку на карьере горе-специалиста. У нас же он продолжает лечить. И как знать, хватит ли времени очередному пациенту на то, чтобы исправить ошибку врача?
На невеселые мысли наводят и бурные проявления корпоративной солидарности медиков. Уже после того как дело получило в областном центре огласку, среди руководителей городского здравоохранения нашлись те, кто узрел факт дискредитации профессии врача не в проступке и нежелании раскаяться, а в том, что “шило вышло из мешка”.
Говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. Применительно к здоровью и жизни человека аргумент этот звучит достаточно жестоко, ведь цена за ошибку может оказаться слишком большой. И с ней никак не смиришься, если она касается тебя лично и близких тебе людей. Потому, наверное, и окутывает профессию врача ореол избранности. Она далеко не каждому по плечу, предполагает трудолюбие, неустанное пополнение профессионального багажа и обязательно — гуманное отношение к людям. Ведь наблюдать их приходится зачастую в самых непривлекательных ситуациях. Ну а если нет данных качеств, незачем в медицину подаваться.
Разумеется, ни в коей мере не хочется, чтобы все, о чем я говорила, воспринималось как некое наступление на людей в белых халатах. Безусловно, абсолютное большинство из них беззаветно преданы своему делу, среди них немало настоящих профессионалов, способных творить чудеса. Тем не менее не так уж редки и примеры другого рода. Поэтому важно, что время от времени халатность получает правовую оценку. Ведь, повторюсь, слишком большая цена поставлена на карту — здоровье и жизнь человека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter