200—230 долларов за метр: почему коттеджи образца 1990-х продают ниже себестоимости?

Казус недвижимости

Эпоха 1990-х стала временем больших перемен. И нового подхода к решению пресловутого квартирного вопроса. Люди с деньгами получили возможность выстроить жилье по собственному вкусу и с размахом. «Готические замки» и «королевские дворцы» начали расти вокруг городов как грибы. Хозяева мерялись высотой башен, метражом особняков и богатством убранства. Тогда считалось, что дорогая недвижимость — лучшее вложение средств. Но спустя четверть века выяснилось: квадратный метр площади в помпезных домах — один из самых дешевых. Что не так с коттеджами постперестроечного периода? Почему цены на них упали ниже себестоимости? И будут ли расти в дальнейшем?

В среднем цена за квадратный метр в особняках, которым «за двадцать», в Могилеве колеблется в пределах 200—230 долларов.

Продать нельзя оставить


Дом могилевчанки Серафимы Михайловны в дачном поселке даже за высоким забором не спрячешь. Если считать с мансардой, то получается ни много ни мало четыре этажа! Восемь комнат, три санузла. Общей площади больше семисот квадратов, полезной — около пятисот. До зоны отдыха — Печерского лесопарка и одноименного озера — рукой подать.

— Есть еще и собственная баня, большой ухоженный участок земли, — уточнила пенсионерка. И посетовала, что хозяйничает в этих хоромах сегодня она одна.

«Когда строились, семья была немаленькой — мы с мужем, двое детей, мои родители. В коттедж вкладывали все, что зарабатывали. Если чисто по деньгам, то не меньше четырехсот тысяч долларов получается. Личные трудозатраты в расчет я уже не беру — все, что можно сделать своими руками, то и делали. Отказывали себе во многом — например, модных тогда натуральных шуб я не носила, — призналась горожанка. — И на диване не лежала — некогда! Дом ведь постоянного ухода требует. Но дети выросли, разъехались. Мужа и папы с мамой не стало. А мне зачем такие площади?» Серафима Михайловна не скрывает, что поначалу рассчитывала продать коттедж по себестоимости. Но позже пришлось цену сбавить, и не раз. Сегодня владелица просит за него двести тридцать тысяч долларов. Однако звонков от покупателей особо не прибавилось. «Если кто и звонил, то первым делом интересовался, почему так дорого и не буду ли я сбавлять цену. Осмотреть дом пришли лишь двое. И тоже настаивали на снижении стоимости — мол, отделка морально устарела и им придется существенно вложиться в ремонт», — пожаловалась могилевчанка. Свой «лот» решила снять до лучших времен. Кто знает, вдруг цены на недвижимость станут более «объективными»?

На вкус и цвет

Среди выставленных на продажу «вилл» есть немало тех, что прописались на так называемых могилевских «Рублевке» и «Царском селе» — так в народе прозвали пригороды областного центра в поселках Любуж и Николаевка. Риелтор одного из агентств недвижимости Елена Арцыкова подтвердила, что спрос на особняки образца 1990-х на самом деле не очень высокий:

— Проекты многих из них не особо продуманы. И, при внешнем щегольстве, дом внутри может оказаться не очень комфортным для проживания. Комнаты, к примеру, излишне большие, лестницы слишком крутые. Не всегда плюс при продажах и солидные площади здания в целом. Декор 1990-х нынче тоже не в моде. Лепнина, многослойные или зеркальные потолки, арки — все это в прошлом. Интерьеры, понятное дело, люди создавали под свои вкусы. В общем, они устарели и морально, и физически. Бывает, что замены требует котельное оборудование или коммуникации. Вместе с переделкой это немалые дополнительные расходы, к которым готовы далеко не все покупатели.

Неудивительно, что могилевские коттеджи конца прошлого века за два-три года продаж порой дешевеют почти в два-три раза. «В среднем квадратный метр в особняках, которым «за двадцать», в Могилеве колеблется в пределах 200—230 долларов, — констатировала Елена Вячеславовна. — В более современных — уже от 350». Причины, по которым построенные для себя дома выставляются на продажу, разные. Где-то семьи уменьшились, и содержание лишней площади стало убыточным. А где-то дом достался в наследство. И счастливые наследники согласны на компромиссы — лучше получить меньшую сумму сегодня, чем ждать у моря погоды и завтра, и послезавтра. Дома-то ведь тоже не молодеют.

Участки всегда в цене


Вилка цен на дома из 1990-х — от 50 тысяч долларов до полумиллиона. Некоторые из хозяев, не желая продавать за бесценок, пытаются повысить уровень морально устаревшего жилья за счет проведения ремонтов с более комфортными для проживания перепланировками и современными, отвечающими нашему времени, стройматериалами. Однако опять-таки к уже имеющейся немалой стоимости прибавляется новый пункт затрат, порой совершенно неоправданных, и эти «лоты» все так же зависают на рынке недвижимости не на один месяц и даже год. Не спасают положения ни лестницы ручной работы, ни навороченные камины, ни импортные батареи, ни даже пробковые полы. В среднем подсчитать проданные на Могилевщине обновленные или оригинальные коттеджи, разменявшие третий десяток лет, можно на пальцах одной руки.


В Минской области, говорит директор агентства недвижимости Владимир Чернушевич, спрос на такие особняки практически равен нулю. Куда больший интерес у граждан сегодня вызывает возможность получить в пользование земельный участок.

— Вступившее в прошлом году в силу 220-е постановление Совмина определило механизм изъятия пустующих участков и порядок организации и проведения публичных торгов по продаже не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов и дач, сроки консервации и завершения строительства которых истекли, — рассказал Владимир Чернушевич. — Такие аукционы популярны, ведь желающих обрести земельный участок в окрестностях столицы и уже на собственной территории построить дом «под себя» по-прежнему немало.

А какие дома по нраву покупателю, который хочет получить недвижимость сразу, не заморачиваясь со строительством?

— Современные охотники за недвижимостью ищут самые простые варианты — дома разумных размеров с рациональной планировкой, — поделилась наблюдениями Елена Арцыкова. — Чтобы не выбрасывать деньги на содержание, отопление, освещение лишних метров. Не перекладывать броскую, но давно неактуальную плитку в санузле размером с зал. Не думать, как убрать ненужные фонтаны во дворе и так далее.

Пожадничаешь — и потеряешь больше?


Специалисты напоминают: ценовой пик на недвижимость, в том числе и коттеджи 1990-х, пришелся на 2010—2013 годы. Кто не успел реализовать их до этого времени, тот опоздал. Можно, конечно, сколько угодно держаться за верхнюю планку стоимости, исходя из вложенных затрат. Но после безуспешных попыток продажи многие владельцы в конце концов отказываются от размера притязаний и отдают недвижимость за ту цену, что предлагает покупатель.

Купить коттеджи сегодя можно по сходной цене.

Я тоже решила прицениться к элитной недвижимости из недалекого прошлого. Для начала выбрала коттедж 1998 года постройки площадью 345 «квадратов». За особняк из 7 комнат владельцы запросили 90 тысяч долларов, но готовы были и к торгу. А вот хозяева аналогичного двухэтажного дома (правда, площадью на треть меньше) отказались уступить хотя бы рубль из 180 назначенных тысяч у.е.

— К особняку, — аргументировали, — прилагается солидный участок земли в 20 соток. Район опять-таки денег стоит — зеленый, воздух чистый. Плюс хозпостройки, отдельная бильярдная.

В ожидании достойных предложений, заявили могилевчане, они готовы потерпеть пару-тройку лет. В конце концов, полагают, цены имеют свойство не только падать, но и расти. Сбудутся ли их прогнозы? Трудно сказать. Но то, что дальнейшее содержание немаленького здания ляжет дополнительными расходами и увеличит потери, вполне очевидно даже для дилетанта.


Фото из архивов агентств по недвижимости

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter