Казус Игнасио

Массовая информация — авторитетна и заразительна. И иногда вводит в заблуждение миллионы человек... С Виктором Корбутом по стране и миру

Вы не путаете, случаем, Швецию со Швейцарией? Шутки в сторону, друзья! Одна уважаемая журналистка как–то готова была принять стойку Жанны д’Арк и защитить свою репутацию в буквальном смысле грудью, когда я подошел к ней с вопросом: «Вы уверены, что скансен — это швейцарское изобретение?» Так утверждалось в статье вообще довольно толковой коллеги, чей текст попал мне случайно на глаза за пару часов до сдачи его в печать.


Коллега, для приличия поспорив, все–таки заглянула в справочник и открыла для себя, что скансен — все же шведское ноу–хау. А представьте, если бы «очепятка» была опубликована! Пришел бы юный читатель в школу на урок географии и стал бы спорить с учителем: «Мол, вот, написано черным по белому в сегодняшней газете, что скансены — из Швейцарии».


Массовая информация — авторитетна и заразительна. И иногда вводит в заблуждение миллионы человек. Если непроверенные сведения попадают на страницы авторитетных изданий — кричи караул! Потом не докажешь, что Земля вертится вокруг Солнца.


Вероятно, в такую «западню» попал путешественник из Чили, искавший родину национального героя своей страны Игнасио Домейко...


По ICQ турист случайно «попал» на мою подругу... И спросил у нее, чем особенна Беларусь. Приятельница решила поинтересоваться, что сеньора вообще привлекает: архитектура ли, девушки, кухня? Оказалось, странник интересуется бывшим СССР вообще и в частности — посетил уже Киев, Москву, Прибалтику, и вот осталось ликвидировать пробел: наведаться в Минск.


В Минске чилийца... ничего не заинтересовало. Сталинского ампира он «наелся» в украинской и российской столицах, барокко насладился вволю в Литве. И тут моя смекалистая подруга промолвила коронную фразу: «Возможно, вам будет интересно побывать на родине Домейко?»


Чилиец опешил. В Польше ему рассказывали, что Домейко — поляк, в Литве утверждали, что литовец. Но ни в одной из этих стран не могли свозить гостя из Южной Америки туда, где, собственно, родился великий Игнасио — четырежды ректор Чилийского университета, основатель метеорологической службы и геологических исследований в этой вытянутой вдоль Тихого океана горной республике.


Потому что явился на свет Домейко на территории нынешнего Кореличского района Беларуси. Узнав новость, путешественник, не раздумывая, сразу бросился оформлять документы и лететь в Минск, а оттуда — в Медведку, деревню, где родился великий чилийский ученый и гражданин.


Не упомяни подруга о Домейко, заглянул бы латиноамериканец в наши края? Сомневаюсь.


Между тем прецедент высветил ответ на один волнующий вопрос: как «затащить» к нам зарубежных гостей? Надо в каждой стране, хотя бы минимумом нитей связанной с Беларусью, вести усиленную пропаганду нашей общности — через посольства, Интернет, заказные статьи в местных газетах.


Когда в прошлом году на родине Хаима Сутина, французского художника из Смиловичей (Червенский район), открывали его мемориальный музей, я специально поинтересовался, как до недавних пор воспринимали в мире знаменитого живописца. И услышал «старую песню»: называли гения и русским, и литовским художником, потому что учился в Вильно, родился на территории, юридически входившей в состав Российской империи. О том, что парень из еврейской семьи и из Белоруссии, — скромно умалчивалось буквально до последнего времени.


Представьте: поклонники гениев до сих пор ищут Смиловичи и Медведку в Литве, Польше, России. А это все — Беларусь.


Чилийским школьникам, думаю, стоило бы об этом рассказать специально. Авось соберутся как–нибудь с экскурсией к нам, в Кореличский район. Здесь же и Мирский замок рядом — памятник, включенный ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Далекая дорога? Дорогая? А кто ее предложил на рынке Чили? Знаю, ребята из Минска уже понемногу «вывозят» белорусов в Латинскую Америку. Когда начнется поток туристов в обратном направлении?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter