Казнить нельзя помиловать.

Появятся ли в стране суд присяжных и институт омбудсмена?

Отечественная судебная система находится на пороге перемен. Как именно она будет совершенствоваться и какие новшества ожидают белорусскую Фемиду? Эти вопросы обсуждали депутаты Палаты представителей Национального собрания на семинаре с участием руководителей всех высших органов судебной власти. Цель семинара — услышать от практиков, как работают законы и что необходимо сделать депутатам для дальнейшего совершенствования правосудия.

Последнее слово

Начать решили с посещения судебных заседаний по уголовным и гражданским делам. В доме правосудия на скамье подсудимых — 22-летний житель Минска Олег Щемель. У парня ни семьи, ни нормальной работы. Кое-как окончив девять классов, неофициально устроился работать грузчиком на рынок. Как сам объясняет, “захотелось иметь собственные деньги”. К тому же вдвоем с матерью на тот момент снимали жилье, и любая копейка была в радость. Постепенно Олег пристрастился к спиртному, наркотикам и уже в 19 лет попал в ЛТП. Однако после лечения продолжил разгульную жизнь. В один из вечеров, возвращаясь навеселе с очередной посиделки, решил из любопытства заглянуть в незапертый подвал жилого дома. Затем, видимо тоже из любопытства, взломал с помощью старой велосипедной рамы навесной замок на двери складского помещения и вынес оттуда два смесителя и около двадцати счетчиков, чем нанес ущерб местному ЖЭСу в размере около 830 тысяч рублей. “Когда брал, думал, в хозяйстве пригодится”, — пытается оправдаться Щемель. Но два десятка счетчиков в хозяйстве оказались явно лишними, и, протрезвев, на следующий день он отнес похищенное не в ЖЭС, а на рынок и продал.
“Виноват, каюсь, прошу не ломать жизнь и не назначать сурового наказания”, — последнее слово подсудимого для него как маленький луч надежды. В самом деле, преступление относится к категории менее тяжких, общественной опасности не представляет, и, казалось бы, дело могло ограничиться “химией” и возмещением ущерба. Но в том-то и беда, что обвиняемый уже не первый раз нарушает закон, а нынешнее преступление совершил в период отбывания очередного наказания (ограничение свободы), да еще в состоянии алкогольного опьянения. В итоге — два года лишения свободы с пребыванием в колонии общего режима.

Другим наука

— На подобные судебные процессы нужно приводить несовершеннолетних, чтобы они видели, к чему приводит распитие спиртных напитков. Каждый гражданин должен хорошо знать, а самое главное, исполнять законы, тогда и проблем будет меньше, — считает депутат Валентина Лукашенок.
По мнению ее коллеги Галины Юргелевич, жизненная ситуация, которая привела парня к преступлению, находится  в большей степени в социальной плоскости. “Конечно, в первую очередь не снимается ответственность с семьи, но налицо просчеты общественных институтов, школы, правоохранительных органов, — говорит депутат. — Почему после первой судимости никто, в том числе участковый инспектор, не наставил его на путь истинный? Человек оказался выброшенным на обочину, и все равнодушно проходят мимо. Он не похож на отъявленного рецидивиста, но отсутствие жизненной опоры сыграло с ним злую шутку. Мне кажется, он принес бы больше пользы, будучи помещенным в исправительное учреждение открытого типа. А так его дальнейшая судьба весьма сомнительна”.
Оптимизация уголовного наказания — одно из направлений реформирования системы правосудия, отметил на семинаре Председатель Палаты  представителей Владимир Андрейченко. По его словам, совершенствование судебной системы должно разгрузить суды, дебюрократизировать судопроизводство, повысить доступность и качество правосудия, сократить сроки рассмотрения дел и исполнения принятых по ним решений. “Значимая роль в реализации намеченной стратегии отводится парламенту, — подчеркнул спикер Палаты представителей. — Уже на осенней сессии мы планируем принять законопроекты, направленные на расширение полномочий судов второй инстанции при рассмотрении уголовных дел, введение процедуры заочного разбирательства гражданских дел, изъятие из судебной юрисдикции бесспорных гражданских дел”.

Дело закрыто

По словам председателя Верховного Суда Беларуси Валентина Сукало, необходимо смещать акценты от карательных функций судебной системы к восстановительным и примирительным. Иными словами, важно найти золотую середину: наказания сделать максимально эффективными, а количество людей, направляемых в места лишения свободы, минимальным.
Значительное число мелких преступлений вообще можно не доводить до судебного разбирательства. Только в этом году на досудебной стадии было прекращено порядка пяти тысяч дел, то есть пять тысяч человек избежали судимости за незначительные правонарушения. Кроме того, из Уголовного кодекса Беларуси предлагается исключить некоторые экономические преступления.

Мировые стандарты

Обсуждалась и возможность введения суда присяжных, хотя в Верховном суде эту форму правосудия не считают панацеей. Как показывает мировой опыт, под юрисдикцию этого суда, как правило, попадают от двух до пяти процентов уголовных дел. Председатель постоянной комиссии Николай Самосейко считает, что в перспективе мировые стандарты правосудия будут присутствовать и в нашей судебной системе. “Но я склоняюсь к тому, чтобы судебные заседания высокой значимости, связанные с делами несовершеннолетних, исключительной мерой наказания, проводили все-таки профессиональные судьи”, — резюмировал депутат.
Председатель Конституционного Суда Беларуси Петр Миклашевич обозначил проблему обеспечения доступа граждан к конституционному правосудию. Пока белорусы не могут напрямую обратиться в Конституционный суд, как, например, в Германии, Австрии или Польше. Однако такое право резко увеличивает нагрузку на судей. Скажем, в России ежегодно в Конституционный суд поступает 18 тысяч обращений граждан, но только 400 из них подлежат рассмотрению. Кроме того, Петр Миклашевич не исключает возможности введения в Беларуси института омбудсмена — уполномоченного по правам человека.
Еще одно нововведение, которое ожидает белорусские суды, — видео- и аудиозапись судебных заседаний. Это должно дисциплинировать всех участников процесса и избавит секретарей от бумажной волокиты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter