Казнить нельзя помиловать?

В сотрудничестве между Беларусью и Западом заинтересованы многие европейские политики. Официальный Минск всегда был открыт для равноправного диалога. В последнее время оживились отношения между депутатами Национального собрания Беларуси и парламентариями Евросоюза. В ходе бесед всегда шел откровенный обмен мнениями, затрагивались самые актуальные темы. Цели у Беларуси и Запада общие. Однако современные проблемы, стоящие перед разными странами, не имеют однозначных решений. Но только в заинтересованной и доброжелательной дискуссии можно и нужно находить точки соприкосновения.Докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по ситуации в Беларуси, заместитель председателя ПАСЕ Андреа Ригони посещал Беларусь и знает о происходящем в нашей стране не понаслышке. На днях в адрес Национального собрания он направил открытое письмо, в котором звучит призыв к введению моратория на смертную казнь в Беларуси. Эта тема сегодня одна из самых дебатируемых в Европе. Кто-то считает, что прибегать к казни нельзя. Другие, наоборот, задаются вопросом: почему нужно сохранять жизнь преступнику, совершившему кошмарные злодеяния? Влияет ли высшая мера наказания на криминальную ситуацию? Каким должно быть общество будущего? Эти вопросы не имеют однозначного ответа, но они заставляют о многом задуматься. “Народная газета” публикует открытое письмо Андреа Ригони и приглашает читателей к откровенному разговору. Кроме писем в редакцию, свою точку зрения можно изложить по e-mail: info@ng.by

Андреа РИГОНИ, докладчик ПАСЕ по ситуации в Беларуси

Открытое письмо г-ну Попову В.А., Председателю Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, и Председателю Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь г-ну Новицкому Г.В., призывающее к введению моратория на смертную казнь в Беларуси

Уважаемые Господа Председатели!
В октябре 2007 года я посетил Минск с официальным поручением Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).  Среди многочисленных тем, затронутых мною во время этого визита, в том числе и в ходе встреч с вами, а также другими членами парламента, я поднял один вызывающий глубокую обеспокоенность вопрос: речь идет о том факте, что Беларусь является единственной страной в Европе, где до сих пор сохраняется смертная казнь. Я отметил по этому поводу, что — хотя полная отмена таковой и должна быть конечной целью — введение моратория на смертную казнь могло бы стать полезной промежуточной мерой, соответствовавшей тогда предложению Италии о принятии Генеральной Ассамблеей ООН Резолюции, призывающей к всеобщему мораторию на смертную казнь.
За время, прошедшее после моего визита в Минск, предложение Италии воплотилось в Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о моратории на смертную казнь, которая была принята, как это ни прискорбно,  при противодействии Беларуси. Более того, что еще более прискорбно, за истекший период в этой стране было приведено в исполнение четыре приговора к высшей мере наказания.
Каждая смертная казнь — это уже само по себе слишком много. Сколь ужасным ни было бы совершенное преступление, сколь бесспорными ни были бы приводимые доказательства вины, ничто не может оправдать убийства человека государством.
Я горжусь тем, что Таскания — область Италии, откуда я родом, — стала первым в мире политическим образованием, где в 1786 году была упразднена смертная казнь. Это решение объясняется тем, что высшая мера наказания безнравственна; она не предусматривает возможности перевоспитания правонарушителя в обществе; этим не возмещается причиненный ущерб; она не удерживает людей путем устрашения от совершения подобных преступлений, так как устрашает сама неотвратимость наказания, а не его тяжесть. Кроме того, приведение в исполнение высшей меры необратимо и не подлежит исправлению в случае судебной ошибки.
Таковы были причины, вызвавшие отмену смертной казни более двухсот лет назад. Те же причины должны побудить сделать это сейчас.
Будучи европейцем, я с гордостью говорю, что никто не может быть казнен на территории 47 стран — членов Совета Европы, 46 из которых упразднили смертную казнь в то время, как одно — Российская Федерация — хотя и не исключило ее из своего уголовного кодекса, но все же ввело мораторий на приведение в исполнение приговоров к высшей мере наказания. 
Это достижение стало возможным благодаря значительному вкладу Совета Европы, выразившемуся, в частности, в разработке Протоколов № 6 и 13 к Европейской конвенции о защите прав человека, обязывающих участников Конвенции отменить смертную казнь. В добавление к установлению этой нормы Совет Европы и ПАСЕ последовательно продвигали мысль об отмене смертной казни как всеобщей ценности при проведении целого ряда проектов и мероприятий в защиту прав человека и общечеловеческих ценностей в целом в Европе и в своих отношениях с другими государствами, не являющимися членами Совета Европы.
Таким образом, предметом удовлетворения является тот факт, что с 1977 по 2006 г. число стран, упразднивших смертную казнь, увеличилось с 16 до 89. Это количество доходит до 135, если принять в расчет те государства, где за последние десять или более лет не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора и которые соответственно могут рассматриваться как отменившие смертную казнь на практике.
В 1996 году сами граждане Беларуси в ходе общенародного референдума высказались за высшую меру наказания. Признавая право на жизнь, Конституция Республики Беларусь, принятая в том же году, когда проводился референдум, предусматривает, что до тех пор, пока смертная казнь не будет отменена, она может применяться в соответствии с законом  в качестве исключительной меры наказания в случае совершения особо тяжких преступлений, число которых впоследствии было ограничено до четырнадцати в Уголовном кодексе.
С 2002 по 2004 г., в частности, в ответ на давление со стороны международных организаций, включая ПАСЕ и бесчисленные неправительственные организации в белорусских политических кругах — в том числе и в Национальном собрании Беларуси — было инициировано обсуждение вопроса о целесообразности введения моратория на смертную казнь. В 2004 году по запросу самого Национального собрания Конституционный суд Беларуси провел работу по оценке соответствия Конституции положений о смертной казни, содержащихся в Уголовном кодексе. Суд пришел к заключению, что ряд положений Уголовного кодекса не соответствуют Конституции, и предложил либо отменить смертную казнь, либо ввести мораторий на приведение ее в исполнение в качестве первого шага на пути к полной отмене смертной казни. Суд также напомнил, что подобные меры могут быть приняты главой государства и Национальным собранием. С тех пор прогресса не наблюдалось.
Уважаемые Господа Председатели!
Народным должно быть в основе своей любое решение, но существуют определенные вопросы, по которым руководству страны следует взять на себя ответственность первопроходцев, ведущих за собой людей и показывающих им путь. Я призываю вас и Институт власти, председателями которого вы являетесь, стать такими первопроходцами на пути ко введению моратория на смертную казнь в Беларуси в качестве промежуточного шага в направлении полной ее отмены. Я призываю вас вступить в это сражение и повести его самым решительным образом, отдавая себе отчет в том, что этот процесс потребует не только осуществления инициатив на законодательном уровне, не только проведения реформы пенитенциарной системы, не только изменения позиции, занимаемой по данному вопросу частью судей, других работников судебной системы и юристов, но также и повышения уровня правосознания граждан Беларуси посредством проведения открытого и всеобъемлющего обсуждения, затрагивающего все слои населения.
До Беларуси этот же путь прошли и другие страны: я уже упомянул 47 государств — членов Совета Европы. Сюда можно причислить и все остальные государства, ранее входившие в состав бывшего Советского Союза и не являющиеся членами Совета Европы: такие как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и только лишь начиная с прошлого месяца Узбекистан. В соответствии с последними новостями из Японии, государства, имеющего статус наблюдателя, которое Совет Европы неоднократно подвергал критике в связи с сохранением там смертной казни, межпартийная группа японских парламентариев стала инициатором предложения о введении четырехгодичного моратория на смертную казнь.
Смертная казнь является крайней формой отрицания прав человека, нарушающей нормы и ценности Совета Европы. Я прошу вас и Национальное собрание Беларуси взять на себя политическое обязательство, гарантирующее, что никто больше не будет казнен в Беларуси.

Свои письма вы можете также присылать в редакцию “Народной газеты” 220013, Минск, ул.Б.Хмельницкого, 10а либо по e-mail: info@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter