«Казнить нельзя помиловать!»

Геннадий Дыско: Лишать авто надо и «рецидивистов», и «новичков»

На пресс-конференции для представителей белорусских и зарубежных СМИ глава государства Александр Лукашенко однозначно высказал свое мнение по отношению к нетрезвым водителям. Как восприняли его слова рядовые граждане?

— Водителем на маршрутке работаю уже четыре года, — рассказывает 40-летний витебчанин Сергей (фамилию попросил не называть). — Общий стаж автолюбителя — 19 лет. Честно скажу, перевозками пассажиров ни разу подшофе не занимался. А что касается личной «мазды», бывало всякое. Теща живет в трех километрах от города. Иногда после баньки доводится и сто граммов принять, потом домой возвращаться. Слушал вчера Президента, размышлял. Не думаю, что нужно ужесточать наказания. И без того потерять права за рюмку водки или бутылку пива — трагедия для работающего человека. Чем потом семью кормить? Главное — голову на плечах иметь, меру знать. У меня вот, к счастью, никаких происшествий никогда на дороге не случалось. Один раз пес бродячий под колеса попал… Так выбежал неожиданно, я бы его и трезвый сбил… Дети? Да, есть. Сыну пятнадцать, дочке шесть. Что бы делал, если бы пьяный водитель их на дороге травмировал? Да убил бы, конечно, без вариантов!

…Согласитесь, эта случайная беседа в маршрутном такси не нуждается в комментариях. Сам того не понимая, мой собеседник в исторической фразе «Казнить нельзя помиловать!» очень правильно расставил и акценты, и запятые. А «отрезвляющим» фактором, как вы видите, послужило проецирование ситуации, в которую теоретически могли попасть не посторонние, а близкие и дорогие ему люди.

А что думают по этому поводу специалисты? В управлении ГАИ УВД Витебского облисполкома считают озвученное главой государства мнение очень важным и своевременным. Несмотря на общее снижение по сравнению с предыдущим годом ДТП, совершенных по вине нетрезвых водителей (на 15 процентов), количества погибших (на 18 процентов) и травмированных (на 22 процента) людей, обстановка на дорогах остается сложной. В прошлом году на территории области за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии было задержано без малого 5,2 тысячи водителей, 456 из них — повторно в течение года! По вине пьяных нарушителей совершено 83 дорожно-транспортных происшествия, в которых 18 человек погибли, 85 — покалечены.

— Эти цифры говорят сами за себя, — убежден прокурор Витебской области Геннадий Дыско. — Нужно менять законодательство, использовать более жесткие меры наказания к любителям сесть за руль в пьяном виде. Обратите внимание на большое количество повторно задержанных. Их в административном порядке уже лишили прав управления транспортом. Тем не менее это не стало сдерживающим фактором. Значит, нужно конфисковывать авто у всех, кто повторно испытывает свою судьбу, а также лояльность правоохранительных и судебных органов.

Геннадий Иосифович отмечает, что оппоненты таких жестких мер активно используют в дискуссиях контраргумент: многие водители, мол, ездят по доверенностям. Так кого же на самом деле накажут судьи в случае принятия решения о конфискации?

— Подобные доводы слишком легковесны, — в свою очередь считает прокурор области. — Сегодня не только горе-водители, но и те, кто передает им ключи, должны нести ответственность за безопасность. По крайней мере, им не мешало бы поинтересоваться хотя бы наличием водительского удостоверения у своего «протеже». Так что, хотят вручать авто постороннему человеку — на здоровье. Но пусть знают, что в случае дорожного инцидента они могут лишиться транспортного средства навсегда. Действующие ныне «правила игры» однозначно нужно менять. Простой административный штраф и официальное лишение автодокументов для многих не является действенной мерой наказания. В прошлом году было возбуждено 439 уголовных дел по фактам повторного задержания за рулем нетрезвых водителей. Многие из них уже были ранее судимы в уголовном порядке, то есть они идут на преступление в третий или четвертый раз…

Не слишком эффективной считает Геннадий Дыско и действующую ныне систему уголовного наказания тех преступников, по вине которых погибли люди. Так, в соответствии с УК Республики Беларусь, водителю, который стал виновником смерти двух и более человек (их может быть как два, так и десять), грозит от 3 до 7 лет лишения свободы с направлением в колонию поселения. Это место далеко не тюрьма, здесь действуют «полусвободные» правила жизни, а вернуться домой можно значительно быстрее назначенного срока. Условно-досрочное освобождение применяется весьма широко. В итоге «нечаянные убийцы» через некоторое время восстанавливают водительское удостоверение и вновь садятся за руль…

— Президент прав, такие люди больше никогда не должны управлять транспортом. Их нужно лишать этого права на пожизненный срок. А решение о конфискации автомобиля, о котором мы говорили выше, должно приниматься как по отношению к «рецидивистам» пьяных автопрогулок, так и к «новичкам», если они совершили ДТП. Не стоит ждать, пока легкомысленный нетрезвый человек кого-то убьет или покалечит. Думаю, только в этом случае мы сможем добиться здравомыслия от упрямых любителей пьяной езды и сделаем наши дороги более безопасными для всех участников дорожного движения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter