– Вадим Александрович, минувший год относительно интеграционных итогов для Беларуси и России можно назвать в целом оптимистичным. Разрешены многие коллизии, намечены точки приложения совместных усилий. От парламентариев Беларуси и России, которые всегда были последовательными сторонниками объединительных процессов, сегодня зависит немало...
– Нашу интеграцию в концентрированном виде наглядно иллюстрирует экономика. На прошедшем в минувшем декабре в Минске заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России президентами была поставлена задача: предпринять более энергичные шаги для формирования единого экономического пространства, создания полноценного Таможенного союза, устранения еще остающихся препятствий в торговле. В этом направлении парламентарии работали и раньше. Приняты важнейшие документы. Однако я убежден, что суть не только в разработке правильных, безукоризненных и рассчитанных на перспективу нормативно-правовых актов, но и в их неукоснительном исполнении. И в этом сокрыт один из резервов нашего сотрудничества. А о том, что мы движемся в правильном направлении, говорят результаты минувшего года.
Взаимный товарооборот между нашими странами вырос на 31 процент по сравнению с 2006 годом и составил более 26 миллиардов долларов США, с услугами – более 28 миллиардов. А ведь начинали мы более десяти лет назад с цифры почти в пять раз меньшей. Наши экономики развиваются и требуют все большей кооперации, без которой дальнейший рост весьма проблематичен. Достигнуты результаты по унификации пошлин, применяемых в торговле с третьими странами. Выработаны единые критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, порядок таможенного оформления, меры экспортного контроля. Сокращены различия в перечне товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования. Тем не менее существенные различия еще остаются. И над этим предстоит трудиться парламентариям и представителям исполнительной власти наших двух стран. Чем меньше у нас будет расхождений, тем более быстрыми темпами будет идти создание единого торгового и таможенного пространства.
– В рамках СССР экономика была единой. Сейчас говорить о единстве российской и белорусской экономики нереально. Однако наши производственные потенциалы остаются взаимозависимыми и взаимодополняющими. И если убрать существующие хозяйственные и иные барьеры, то процесс роста, несомненно, пойдет быстрее.
– Это выгодно как для Беларуси, так и для России. Во времена Советского Союза Беларусь производила 25 процентов тракторов, сейчас – 74 процента от их производства во всех странах СНГ. 30 процентов самосвалов на мировом рынке – тоже белорусские, выпущенные в Жодино. То же самое и по «МАЗам». Выгодно ли это России, учитывая широкую кооперацию наших предприятий? На мой взгляд, да. Ведь развитие в Беларуси любого из сборочных производств заставляет по цепочке «подтягиваться» и смежников. К примеру, «МАЗы», чтобы попасть в Европу, должны быть оснащены двигателями Евро-4. Таким образом, подстегивается разработка новых моторов на ярославском заводе. А существенную помощь в этом оказывает союзная программа по дизельному автомобилестроению. Сейчас возникла необходимость ускорить темпы развития машиностроения.
Депутаты Парламентского Собрания приступили к детальной проработке вопроса о восстановлении станкостроительной промышленности в Союзном государстве. Подчеркну, в Беларуси все предприятия подобного типа сохранены и действуют. Без станкостроения сегодня невозможно говорить о выходе на новые производственные высоты, о конкурентоспособности нашей продукции.
То, что наши экономики очень тесно связаны, – это положительный фактор. В рамках союзных программ сегодня работают более 8 тысяч предприятий. А это свыше 5 миллионов человек, которые своим трудом создают материальные ценности. Расширяются и связи между регионами. Только в 2007 году состоялось 8 визитов делегаций регионов России в Беларусь и 7 визитов правительственных делегаций Беларуси в регионы Российской Федерации, в ходе которых было подписано 17 совместных документов. А это – и увеличение товарообмена, и новые возможности для предприятий, и новые рабочие места…
– В какой мере интеграции способствует союзный бюджет? Все ли здесь сделано возможное для экономического сближения?
– В прошедшем году парламентарии уделяли много внимания контролю за исполнением бюджета Союзного государства и подготовке его проекта на 2008 год, который был принят в ноябре 2007 года сессией Парламентского Собрания и утвержден в декабре Высшим Государственным Советом. Союзный бюджет увеличился к году 2007-му на 10 процентов и превысил 4 миллиарда российских рублей. В нем предусмотрено финансирование 40 программ, подпрограмм и мероприятий. Кроме того, по инициативе депутатов Парламентского Собрания впервые зарезервированы средства для ряда новых союзных программ, которые предполагается принять в текущем году. Среди них проекты в аэрокосмической и оборонной сферах, а также в области высоких технологий. Все это должно вести к повышению конкурентоспособности продукции российских и белорусских товаров на мировых рынках.
Однако сегодня нас особо тревожит эффективность использования денег из союзного бюджета. К сожалению, государственные заказчики не всегда осваивают средства, выделенные на совместные программы. Поэтому депутаты намерены совершенствовать контроль над расходованием финансов, чтобы каждый рубль работал на союзное строительство. В связи с этим хочу заметить, что Парламентское Собрание с каждым годом становится все более важным консультационным и рекомендательным органом Союзного государства.
– Актуальной является проблема равенства прав граждан России и Беларуси. Почему межгосударственные договоренности на высшем уровне задерживаются порой на процедуре ратификации?
– Прежде всего хотелось бы сказать, что минувший год был весьма плодотворным в решении социальных задач. Во-первых, вступил в силу Договор между Беларусью и Россией в области соцобеспечения, который гарантирует равные права граждан двух государств на получение трудовых пенсий по возрасту, пособий по временной нетрудоспособности, пособий для семьи с детьми. Сейчас готовится межправительственное соглашение по его применению. Российская и белорусская стороны ратифицировали также Протокол к российско-белорусскому соглашению об избежании двойного налогообложения. В соответствии с этим документом граждане Беларуси, работающие на территории России, будут считаться ее резидентами и платить налог по ставке не 30, как ранее, а 13 процентов. На сегодняшний день из пяти соглашений социального блока Беларусь ратифицировала четыре.
Что касается России, то там еще не ратифицированы два соглашения. Трудности возникли из-за принятого Российской Федерацией закона о миграции иностранных граждан, в котором есть расхождения с белорусско-российскими соглашениями. Этот вопрос мы обсуждали с Борисом Вячеславовичем Грызловым во время официальных встреч. Понимание есть. Будем надеяться, что этот процесс завершится в ближайшее время.
– Как вы оцениваете правовое поле белорусско-российской интеграции?
– Мы вышли на единые нормы в гражданском, хозяйственном, банковском и социальном законодательстве. Унифицированы национальные законы о естественных монополиях, валютном регулировании, государственной регистрации недвижимого имущества, защите прав потребителей и так далее. Согласованы действия по вступлению наших стран в ВТО. Наработана основательная практика по модельным законам, касающимся охраны труда, занятости населения, инвестиционной деятельности и других областей нашей жизни. Но нам еще предстоит многое предпринять, чтобы создать современную нормативную базу для продолжения интеграции и скоординировать процедуры ратификации двусторонних соглашений.
– В преддверии Высшего Госсовета в Минске получила резонанс тема Конституционного акта. Появились сообщения о том, что существует сразу несколько его вариантов, принципиальное отличие которых состоит в форме управления Союзным государством. В чем, на ваш взгляд, реальные причины того, что процесс принятия Конституционного акта затормозился?
– Депутаты Парламентского Собрания всегда выступали за скорейшее принятие этого документа. На прошедшем в конце минувшего года заседании Высшего Государственного Совета изменен состав совместной комиссии. Разработанный проект Конституционного акта соответствует Договору о Союзном государстве, концепции, которая в нем была определена. В этом направлении и надо завершить работу. Можно критиковать те или иные положения этого документа, но в настоящее время крайне необходимо принимать окончательное решение. Без принятия этого документа мы и дальше будем спотыкаться на каждом шагу.
Принятие Конституционного акта позволит снять многие вопросы и будет служить притягательным магнитом для других стран СНГ. Мне лично многие парламентарии государств Содружества говорили: если у вас с Россией получится союз, мы будем с вами. Но каждый подспудно задает вопрос: а будет ли в новом объединении равноправие, не будет ли давления и диктата, не повторится ли Советский Союз, когда «за каждой гайкой» придется ездить в Центр? Поэтому в каждую статью Конституционного акта, касающуюся данных вопросов, мы заложили принцип равноправия.
– Строительство Союзного государства проходило разные этапы. Чего, на ваш взгляд, гражданам Беларуси и России ожидать в будущем?
– Ориентиры определены Договором о создании Союзного государства. Нужно просто активнее двигаться вперед. Заявления президентов Республики Беларусь и Российской Федерации по итогам заседания Высшего Госсовета в Минске, подписанные между правительствами документы, законодательные наработки парламентариев, твердая настроенность народов и политической элиты двух стран на дальнейшее белорусско-российское сближение – все это вселяет серьезную надежду на то, что союзное строительство будет развиваться динамично.
Каждый рубль должен работать на Союзное строительство
На вопросы «Союзного вече» отвечает первый заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим ПОПОВ.