Каждый рубль должен работать на Союзное строительство

На вопросы «Союзного вече» отвечает первый заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим ПОПОВ.

– Вадим Александрович, минувший год относительно интеграционных итогов для Беларуси и России можно назвать в целом оптимистичным. Разрешены многие коллизии, намечены точки приложения совместных усилий. От парламентариев Беларуси и России, которые всегда были последовательными сторонниками объединительных процессов, сегодня зависит немало...
– Нашу интеграцию в концентрированном виде наглядно иллюстрирует экономика. На прошедшем в минувшем декабре в Минске заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России президентами была поставлена задача: предпринять более энергичные шаги для формирования единого экономического пространства, создания полноценного Таможенного союза, устранения еще остающихся препятствий в торговле. В этом направлении парламентарии работали и раньше. Приняты важнейшие документы. Однако я убежден, что суть не только в разработке правильных, безукоризненных и рассчитанных на перспективу нормативно-правовых актов, но и в их неукоснительном исполнении. И в этом сокрыт один из резервов нашего сотрудничества. А о том, что мы движемся в правильном направлении, говорят результаты минувшего года.
Взаимный товарооборот между нашими странами вырос на 31 процент по сравнению с 2006 годом и составил более 26 миллиардов долларов США,  с услугами – более 28 миллиардов. А ведь начинали мы более десяти лет назад с цифры почти в пять раз меньшей. Наши экономики развиваются и требуют все большей кооперации, без которой дальнейший рост весьма проблематичен. Достигнуты результаты по унификации пошлин, применяемых в торговле с третьими странами. Выработаны единые критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, порядок таможенного оформления, меры экспортного контроля. Сокращены различия в перечне товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования. Тем не менее существенные различия еще остаются. И над этим предстоит трудиться парламентариям и представителям исполнительной власти наших двух стран. Чем меньше у нас будет расхождений, тем более быстрыми темпами будет идти создание единого торгового и таможенного пространства.
– В рамках СССР экономика была единой. Сейчас говорить о единстве российской и белорусской экономики нереально. Однако наши производственные потенциалы остаются взаимозависимыми и взаимодополняющими. И если убрать существующие хозяйственные и иные барьеры, то процесс роста, несомненно, пойдет быстрее. 
– Это выгодно как для Беларуси, так и для России. Во времена Советского Союза Беларусь производила 25 процентов тракторов, сейчас – 74 процента от их производства во всех странах СНГ. 30 процентов самосвалов на мировом рынке – тоже белорусские, выпущенные в Жодино. То же самое и по «МАЗам». Выгодно ли это России, учитывая широкую кооперацию наших предприятий? На мой взгляд, да. Ведь развитие в Беларуси любого из сборочных производств заставляет по цепочке «подтягиваться» и смежников. К примеру, «МАЗы», чтобы попасть в Европу, должны быть оснащены двигателями Евро-4. Таким образом, подстегивается разработка новых моторов на ярославском заводе. А существенную помощь в этом оказывает союзная программа по дизельному автомобилестроению. Сейчас возникла необходимость ускорить темпы развития машиностроения.
Депутаты Парламентского Собрания приступили к детальной проработке вопроса о восстановлении станкостроительной промышленности в Союзном государстве. Подчеркну, в Беларуси все предприятия подобного типа сохранены и действуют. Без станкостроения сегодня невозможно говорить о выходе на новые производственные высоты, о конкурентоспособности нашей продукции.
То, что наши экономики очень тесно связаны, – это положительный фактор. В рамках союзных программ сегодня работают более 8 тысяч предприятий. А это свыше 5 миллионов человек, которые своим трудом создают материальные ценности. Расширяются и связи между регионами. Только в 2007 году состоялось 8 визитов делегаций регионов России в Беларусь и 7 визитов правительственных делегаций Беларуси в регионы Российской Федерации, в ходе которых было подписано 17 совместных документов. А это – и увеличение товарообмена, и новые возможности для предприятий, и новые рабочие места…
– В какой мере интеграции способствует союзный бюджет? Все ли здесь сделано возможное для экономического сближения?
– В прошедшем году парламентарии уделяли много внимания контролю за исполнением бюджета Союзного государства и подготовке его проекта на 2008 год, который был принят в ноябре 2007 года сессией Парламентского Собрания и утвержден в декабре  Высшим Государственным  Советом.  Союзный бюджет увеличился к году 2007-му на 10 процентов и превысил 4 миллиарда российских рублей. В нем предусмотрено финансирование 40 программ, подпрограмм и мероприятий. Кроме того, по инициативе депутатов Парламентского Собрания впервые зарезервированы средства для ряда новых союзных программ, которые предполагается принять в текущем году. Среди них проекты  в аэрокосмической и оборонной сферах, а также в области высоких технологий. Все это должно вести к повышению конкурентоспособности продукции российских и белорусских товаров на мировых рынках.
Однако сегодня нас особо тревожит эффективность использования денег из союзного бюджета. К сожалению, государственные заказчики не всегда осваивают средства, выделенные на совместные программы. Поэтому депутаты намерены совершенствовать контроль над расходованием финансов, чтобы каждый рубль работал на союзное строительство. В связи с этим хочу заметить, что Парламентское Собрание с каждым годом становится все более важным консультационным и рекомендательным органом Союзного государства.
– Актуальной является проблема равенства прав граждан России и Беларуси. Почему межгосударственные договоренности на высшем уровне задерживаются порой на процедуре ратификации?
– Прежде всего  хотелось бы сказать, что минувший год был весьма плодотворным в решении социальных задач. Во-первых, вступил в силу Договор между Беларусью и Россией в области соцобеспечения, который гарантирует равные права граждан двух государств на  получение трудовых пенсий по возрасту, пособий по временной нетрудоспособности, пособий для семьи с детьми. Сейчас готовится межправительственное соглашение по его применению. Российская и белорусская стороны ратифицировали также Протокол к российско-белорусскому соглашению об избежании двойного налогообложения. В соответствии с этим документом граждане Беларуси, работающие на территории России, будут считаться ее резидентами и платить налог по ставке не 30, как ранее, а 13 процентов. На сегодняшний день из пяти соглашений социального блока Беларусь ратифицировала четыре.
Что касается России, то там еще не ратифицированы два соглашения. Трудности возникли из-за принятого Российской Федерацией закона о миграции иностранных граждан, в котором есть расхождения с белорусско-российскими соглашениями. Этот вопрос мы обсуждали с Борисом Вячеславовичем Грызловым во время официальных встреч. Понимание есть. Будем надеяться, что этот процесс завершится в ближайшее время.
– Как вы оцениваете правовое поле белорусско-российской интеграции?
– Мы вышли на единые нормы в гражданском, хозяйственном, банковском и социальном законодательстве. Унифицированы национальные законы о естественных монополиях, валютном регулировании, государственной регистрации недвижимого имущества, защите прав потребителей и так далее. Согласованы действия по вступлению наших стран в ВТО. Наработана основательная практика по модельным законам, касающимся охраны труда, занятости населения, инвестиционной деятельности и других областей нашей жизни. Но нам еще предстоит многое предпринять, чтобы создать современную нормативную базу для продолжения интеграции и скоординировать процедуры ратификации двусторонних соглашений.
– В преддверии Высшего Госсовета в Минске получила резонанс тема Конституционного акта. Появились сообщения о том, что существует сразу несколько его вариантов, принципиальное отличие которых состоит в форме управления Союзным государством. В чем, на ваш взгляд, реальные причины того, что процесс принятия Конституционного акта затормозился?
– Депутаты Парламентского Собрания всегда выступали за скорейшее принятие этого документа. На прошедшем в конце минувшего года заседании Высшего Государственного Совета изменен состав совместной комиссии. Разработанный проект Конституционного акта соответствует Договору о Союзном государстве, концепции, которая в нем была определена. В этом направлении и надо завершить работу. Можно критиковать те или иные положения этого документа, но в настоящее время крайне  необходимо принимать окончательное решение. Без принятия этого документа мы и дальше будем спотыкаться на каждом шагу.
Принятие Конституционного акта позволит снять многие вопросы и будет служить притягательным магнитом для других стран СНГ. Мне лично многие парламентарии государств Содружества говорили: если у вас с Россией получится союз, мы будем с вами. Но каждый подспудно задает вопрос: а будет ли в новом объединении равноправие, не будет ли давления и диктата, не повторится ли Советский Союз, когда «за каждой гайкой» придется ездить в Центр? Поэтому в каждую статью Конституционного акта, касающуюся данных вопросов, мы заложили принцип равноправия.
– Строительство Союзного государства проходило разные этапы. Чего, на ваш взгляд, гражданам Беларуси и России ожидать в будущем?
– Ориентиры определены Договором о создании Союзного государства. Нужно просто активнее двигаться вперед. Заявления президентов Республики Беларусь и Российской Федерации по итогам заседания Высшего Госсовета в Минске, подписанные между правительствами документы, законодательные наработки парламентариев, твердая настроенность народов и политической элиты двух стран на дальнейшее белорусско-российское сближение – все это вселяет серьезную надежду на то, что союзное строительство будет развиваться динамично.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter