Каждый мастер начинал как любитель

Сегодня мы не удивляемся - белорусские школьники систематически побеждают на серьезнейших международных конкурсах и олимпиадах.
Сегодня мы не удивляемся - белорусские школьники систематически побеждают на серьезнейших международных конкурсах и олимпиадах. Талантливая растет молодежь! Кроме всего, это говорит и о том, что наша система образования заслуживает добрых слов. Не зря после концерта, посвященного Дню Победы, А.Лукашенко очень высоко оценил музыкантов дебютировавшего Президентского оркестра. Все они - выпускники Белорусской академии музыки. Но одновременно система образования вызывает и определенную критику, в педагогической среде идут острые дебаты о совершенствовании школьной реформы.

Как у нас? Как у них? Все познается в сравнении.

Недавно в Америку при поддержке программы "Community Connections" ("Связи между обществами") отправилась солидная делегация белорусских педагогов. Цель - себя показать и на других посмотреть. Мы разговариваем с Ириной БОГАЧЕВОЙ, методистом Академии последипломного образования.

- Ирина Викторовна, не терпится спросить, каково ваше главное впечатление?

- Наше образование с американским не сравнимо - нельзя сказать, что чье-то лучше или хуже. Мы разные. И нам есть, чем гордиться, и американцам. Много и трудностей. Во многом наши беды общие: и у них, и у нас есть дети, которые не хотят учиться. Раньше у американцев было так: не хочешь учиться - твой выбор, а сейчас их школу обязали внедрять новую программу "Учимся без отстающих". Американские учителя, как и наши, считают, что необходимо в обществе выше поднять статус учителя, его зарплату, у них тоже высокая текучесть кадров...

- Тогда спрошу по-другому. Что вы посчитали полезным для нас из чужого опыта?

- Перенимать в чистом виде ничего не следует, все должно идти через адаптацию к нашим условиям. А что было для меня интересным? Например, как американцам удалось избежать изматывающей гонки за высшим образованием, а следовательно, ликвидировать перегрузки, репетиторство, максимально персонифицировать школьные программы. Интересно, что в университеты США поступают 65 процентов выпускников школ - практически все желающие, а вот оканчивают вузы 35 процентов студентов. Они свою школу четко разделили на три: начальную, среднюю и старшую. Каждая имеет свои задачи, в том числе и социальные, и психологические. В начальной ребенка учат делать выбор между плохим и хорошим. Разработаны специальные психологические программы. В средней - учат, как следует общаться в коллективе, как избегать конфликтов, как противостоять насилию, как вести беседу с родителями, одноклассниками. Все занятия идут в тренинговом режиме. В старшей школе ребенок должен уже полностью усвоить навыки самопрезентации, ведь выпускник обязан готовить резюме для университетов, куда школьники поступают без экзаменов, а присылают документы на конкурс, в которых отмечено, какие курсы обязательных и дополнительных программ они изучили. Мне очень понравилось, что американские школьники на всех уровнях учебы знают цену своим возможностям, умеют заявить о себе: например, я умею выступать на конференциях, умею работать с первоисточниками, умею проводить лабораторные опыты и т.д. Мы же наших детей к этому не готовим, все больше: "Назови! Перечисли! Проверь!" Между тем уровень знаний вполне позволяет белорусскому 9-класснику учиться в 12-м американском классе.

- Самая актуальная проблема нашего образования - перегрузка: у детей 7 - 8 уроков плюс 3 - 4 часа домашних заданий. А как у них?

- Кстати, когда после поездки я пришла на урок биологии в минскую СШ N 125, первое, о чем меня спросили дети: "Сколько часов делают уроки американские школьники?" Час - полтора. Я думаю, про перегрузки в американских школах забыли потому, что выпускники не сдают вступительные экзамены в вузы, и потому, что их программы разгружены от избыточной информации. Кроме того, в Америке сейчас бум, культ, мода на здоровый образ жизни. С 1-го класса детей учат правильно питаться, поясняют, какой должна быть масса тела (в стране целая проблема - растущее число толстяков), как правильно подобрать для себя спортивный режим. За три недели в Америке мы практически не видели курящих и пьющих.

И еще. Американские коллеги нас убедили, что не следует стесняться просить деньги на нужды школы. Нужно просто грамотно готовить почву для разного рода пожертвований, изменить общественное мнение так, чтобы оказывать материальную поддержку учебным заведениям стало престижным и почетным. Вот только нельзя быть неблагодарными... Тогда благотворительность станет привычкой общества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter