Каждой области по своему “Берестью”

Вчера Президент Беларуси в ходе рабочей поездки по Брестской области посетил тепличный комбинат “Берестье” Президента интересовало, как выполняется его поручение по строительству в каждой области современной теплицы на основе энергосберегающих технологий.

Определение перспективных направлений развития и контроль сделанного — эта форма руководства становится главенствующей в работе высшего звена государственной власти. Александр Лукашенко убежден, что нельзя сковывать инициативу на местах, но в то же время намеченные планы должны четко выполняться. По тому, насколько это удается или не удается, можно судить об эффективности госуправления.
Сегодня важным критерием оценки работы любого предприятия становится прибыль и рентабельность. Времена, когда в хозяйствах не считали затрат на топливо, когда электричество, казалось, черпалось из воздуха, как, впрочем, и газ, безвозвратно ушли. Сейчас старый полузабытый лозунг “Экономика должна быть экономной” наполняется новым смыслом. Законы рынка неумолимы: покупатель отдает предпочтение тому производителю, у кого соотношения цены и качества наиболее приемлемы.
“Берестье” — это гектары земли, где в стеклянных корпусах круглый год царит лето. Однако победа над природой дорогого (в прямом смысле) стоит. Как уменьшить цену этой победы?
По словам директора КУСП “Тепличный комбинат “Берестье” Николая Долбика, если в середине 90-х годов для выращивания 3 тысяч тонн огурцов и помидоров “уходило” 20 миллионов кубометров газа, то сейчас 7 миллионов “кубов” идет на 7 тысяч тонн продукции. Это один из лучших показателей не только в стране, но и в Европе. Даже Германия и Голландия проигрывают. “Все дело в энергосберегающей технологии”, — говорит директор. Он с увлечением рассказал и об экзотическом проекте использования тепла подземной воды для отопления помещений. “В Брестской области находится уникальное плато. С глубины 900 метров можно брать теплую воду в 30 градусов. Однако и это не предел. В нынешнем году мы планируем пробурить более глубокую скважину, где вода еще горячее”, — добавил Николай Долбик.
Александр Лукашенко заметил, что в Китае бурят даже в том случае, если есть возможность взять воду в 15 градусов. “И это выгодно”. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар обратился к Президенту: “Нам нужна Ваша помощь”. Глава государства поинтересовался, в чем конкретно, и услышал, что подобная скважина стоит достаточно дорого. Однако Александр Лукашенко заметил: “Мы будем поддерживать крепкие предприятия. Проблема не в деньгах. Проблема в том, чтобы деньги возвращались”.
В “Берестье” рентабельность в последние годы держится на уровне 40 процентов. Заработная плата у тепличниц порядка 400 долларов. Решается достаточно быстро и жилищный вопрос. Это все стало возможным, в частности, и благодаря тому, что в тепличном комплексе перешли на новую технологию выращивания овощей.
— Это наше совместное с белорусскими учеными ноу-хау, — с гордостью сказал Николай Долбик. — Те же томаты растут “не в земле, а на земле”. Решена у нас и такая важная тема, как импортозамещение: мы теперь в основном пользуемся отечественными материалами. И результат — на каждом гектаре экономия составляет 20 тысяч долларов в год.
Зашел разговор с Президентом и о стоимости на овощи из “закрытого грунта”. В мае цена килограмма томатов прогнозируется на уровне одного доллара, что вполне доступно даже для среднего белоруса. (К примеру, в Финляндии цена килограмма огурцов не опускается ниже 4 долларов.) В то же время Николай Долбик пожаловался Президенту, что у предприятия есть одна неразрешимая проблема. Согласно правительственным решениям нельзя поднимать цены выше чем на 0,7 процента в месяц. Когда это касается нескоропортящихся товаров — все разумно. Однако иное дело — продукция “Берестья”. Зимой и летом себестоимость огурцов разнится как белое и черное. Вот и получается, что, сбросив цену летом, предприятие зимой не сможет установить ее в соответствии с возросшими затратами. “В разгар сезона, — добавляет директор, — порой складывается ситуация, когда товар необходимо срочно сбывать, и даже за бесценок. Но мы это сделать не можем”.
Александр Лукашенко, обратившись к руководству Минсельхозпрода, спросил: “Почему нельзя решить этот вопрос без Президента? Надо строить больше теплиц, чтобы было дешевле, а  не жестко фиксировать цены”.
“Берестье” сегодня обеспечивает своей продукцией весь Брестский регион. Заключены также договоры о поставке 3 тысяч тонн огурцов и помидоров в Россию. Александр Лукашенко в этой связи вспомнил, как лет десять назад раздавались страстные призывы: “Давайте закроем все теплицы, а то, что нам надо, мы завезем из Голландии”. Президент добавил: “Но народная мудрость нас удержала от этого шага”.
Глава государства также подчеркнул: “Два года назад было принято решение, что в каждой области необходимо иметь теплицу на основе энергосберегающих технологий. Нам нужен был образец, нам нужно было видеть, куда двигаться дальше. Намеченное удалось сделать. Теперь нужно идти дальше. Нужно снижать потребление энергии. Вы в “Берестье” этого достигли. Затраты значительно уменьшены. Именно отсюда и ваша высокая зарплата”.
Тепличные условия для тепличных хозяйств никто создавать не будет. Да это и не нужно. Нужно учиться выживать в условиях рынка. Иного пути нет. Именно поэтому, убежден Александр
Лукашенко, на первый план в оценке деятельности предприятий сегодня выходят рентабельность и прибыль.
Вчера Президент также посетил ОАО “Савушкин продукт”.
Завершив знакомство с предприятиями Брестчины, белорусский лидер ответил на вопросы журналистов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter