Каждому театру — по Дон Кихоту?

В театре музкомедии поставят «Дон Кихота» Людвига Минкуса

В театре музкомедии задумали поставить «Дон Кихота» Людвига Минкуса. Почему нет? Это ведь классика мирового балета, такую постановку за честь иметь каждому. Только вот в чем дело: «Дон Кихот» в Минске уже есть — в Большом он с успехом идет двадцать пять лет. Надо ли нам еще один?

А можно поставить вопрос еще шире: «Нужны ли столице два балетных театра?» И ответы на него будут разные. Худрук Белорусского государственного академического музыкального театра заслуженный работник культуры Республики Беларусь Адам Мурзич лаконичен: «У нас другой, свой зритель». Это же, собственно, и ответ на вопрос, зачем было ставить еще одного Минкуса. Хотя правильнее будет сказать: «Еще раз». Ведь «Дон Кихот» уже был в репертуаре театра двадцать лет назад. По сути, сегодняшняя ситуация в белорусской театральной истории уже случалась. И чем закончилась? Победил Елизарьев, его постановка по сей день идет в Большом.

Народный фольклор знает немало присказок по этому поводу. Но в театре музкомедии, судя по всему, решили, что и вторая попытка не пытка, и доверили это дело народному артисту Беларуси Владимиру Иванову. А он-то понимает, за что взялся: когда-то сам танцевал Базиля в Большом. Можно сказать, что знает елизарьевскую постановку, как Отче наш, и уверяет, что его будет другая, короче, а главное — лучше. Вот такое дерзкое признание от балетмейстера, у которого не наберется и десятка постановок на большой сцене. Но ведь история знает немало фактов, когда даже дебютанты ставили гениальные спектакли. А пока давайте просто послушаем Владимира Владимировича:

— Когда танцевал «Дон Кихота», во многие вещи не вникал, просто делал свою работу. Теперь же посмотрел иными глазами. На сегодня самая известная постановка — в редакции Александра Горского, в том числе с хореографией Мариуса Петипа. Но, как оказалось, в том варианте использовано множество номеров других композиторов. Кстати, прежняя постановка в театре музкомедии тоже была Горского, правда, «подрезана» до двух актов, в ней было много пантомимы. Мы постарались ее убрать, чтобы сделать спектакль более подвижным. Главное же — по возможности избавились от вставных номеров других композиторов и использовали только музыку Минкуса.

Иванов вообще сделал то, на что мало кто замахивался: поставил новую версию балета. Первое действие — авторская редакция балетмейстера, во второе, признается, включил несколько номеров Горского, которые считаются шедеврами мирового балета. Версия Владимира Владимировича очень компактна, практически весь спектакль — это сон Дон Кихота. По-другому вряд ли могло быть, ведь труппа классического балета театра музыкомедии никогда не славилась большим количеством артистов. Собственно, и претендентов на главные роли было немного: лауреаты международного конкурса Мику Сузуки и Дмитрий Лазовик — это единственная балетная пара в театре.

Кадровая ситуация в этом творческом коллективе сейчас сложная. Кто-то уходит на «повышение» в Большой, кто-то, блеснув на каком-нибудь международном конкурсе, уезжает работать за пределы страны, а кто-то — просто на вольные хлеба. Есть «нюансы» и в репертуаре. Но руководство театра, как принято говорить, не сидит сложа руки, ищет, борется. Верится, что это не превратится в сражение с ветряными мельницами, как у Дон Кихота.

Кстати, вам интересно, как в Большом встретили новость о новой постановке музыкального? Говорят, с нетерпением ее ждут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter