Каждому — свой кусок пирога

Когда обустройство наших автотрасс поднимется до международного уровня?

Когда обустройство наших автотрасс поднимется до международного уровня?


Недавно в Брестской области появились новые рекламные щиты. Крупные надписи, заметные водителям и пассажирам авто, многообещающе зазывают: «Здесь может быть ваш объект придорожного сервиса. Заманчиво». Сегодня развитию сервиса вдоль дорог уделяется особое внимание государства. В мае принят Указ Президента «О мерах по развитию придорожного сервиса», определяющий льготное кредитование инвесторам, а также льготы по налогообложению. Можно было бы предположить, что гостиницы, кафе и магазины растут как грибы. Но, увы, придорожный сервис пока не успевает за скоростями автомобилей...


Обед у «Валентины»


Самый, пожалуй, известный на брестском участке трассы М1/Е–30 объект — кафе «Валентина» в Ивацевичском районе. Сегодня в частном унитарном предприятии «Валентина и дочери» трудится не только вся большая семья Ермакович, но и около 40 наемных работников. А 15 лет назад Виктор с женой Валентиной начинали только вдвоем. С обычного вагончика.


Теперь у семейного бизнеса добротные здания — кафе, ресторан, достраивается гостиница. А ведь несколько лет назад Ермакович мог остаться ни с чем. Тогдашний председатель Ивацевичского райисполкома Виталий Дмитраница требовал у него взятку 5 тысяч долларов, выражаясь языком милицейского протокола, «за благоприятное решение вопроса по занятию предпринимательской деятельностью». Но Ермакович платить отказывался. И за 2005 год многострадальное заведение пережило 23 проверки. Прекратились они лишь после того, как Ермакович съездил в Брест на прием в облисполком и в управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Виталий Дмитраница не только лишился должности, он осужден на 12 лет колонии... («Вниз по вертикали», «СБ» за 22 июня 2005 г.)


Хочется верить, что ни с чем подобным не столкнутся больше ни Ермакович, ни его коллеги по бизнесу.


— С вагончика теперь не начнешь, — рассуждает Валентина Ермакович. — Без банковского кредита и помощи государства новичку не обойтись. Это трудный бизнес. Вот мы построили ресторан, но пока не открываем. Боимся, что не будет клиентов. Водители — люди экономные...


«Две звезды» после быстрой езды


За день у Ермаковичей бывает до тысячи посетителей. За счет такого оборота кафе и выживает. Ведь водители берегут каждый рубль.


Кстати, именно поэтому их гостиница будет недорогой. Чистая постель, но туалет и душ — в конце коридора. Впрочем, «дальнобойщиков» это вполне устраивает.


Да и конкуренция на дорогах Беларуси не так высока, как в Польше или Украине.  На минском направлении у «Валентины» практически нет соперников. Правда, вкусно можно поесть еще в кафе «Етвязь» на территории Березовского района. Дорога на Малориту. «Хуторок» в Кобринском районе хорош. Отличная белорусская кухня! Но дорого. В кафе «Под липами» Ивановского райпо (гомельское направление) можно вкусно и недорого пообедать. Но неуютно. Что еще вспоминается? Пожалуй, кафе «У Тадеуша», расположенное между Коссово и Ружанами, рядом с возрожденной усадьбой Тадеуша Костюшко. Оригинальным получилось недавно открытое кафе «Рынькаўка» в составе комплекса придорожных сервисных услуг «Карчма» на берегу реки Лесной в Брестском районе. Но остановится ли здесь «дальнобойщик», уставший в очереди на границе? Вряд ли. Дорого. За последние два года на дорогах Брестчины появилось 10 новых объектов общественного питания, в 2008 году — еще четыре. Но качество обслуживания оставляет желать лучшего. Вместо драников предлагают хот–доги, чипсы, макароны «Роллтон». Цены в некоторых придорожных кафе и барах — как в ресторанах.


Инвестору — «да!»


Недавно депутаты Брестского областного совета провели выездную сессию, на которой обсудили состояние дел с придорожным сервисом на примере двух районов — Ивацевичского и Березовского. И если первый может служить примером в этом деле, то второму есть над чем работать. Так, на 5 дорогах республиканского значения, которые проходят по Березовскому району, только 7 объектов придорожного сервиса. Немного. И в некоторых других районах области довольствуются тем, что есть, подходят формально.


Конечно, на то были и объективные причины. На согласование в различных инстанциях места размещения объекта, его архитектурно–дизайнерского оформления и выдачу технических условий на разработку проектно–сметной документации иногда уходили годы.


Теперь многие процедуры упростились. Подбирать перспективные площадки под строительство разрешено райисполкомам, землеустроителям, «Брестоблимуществу». Подбирать и даже корректировать в зависимости от пожеланий инвестора. В Ивацевичском районе, например, в этом году продано на аукционе 2 участка — под гостиничный комплекс и кафе.


— У нас тоже есть инициативный предприниматель, пожелавший построить на дороге Береза — Дрогичин бильярдный клуб с кафе, — делится планами председатель Белоозерского сельисполкома Анатолий Белецкий. — Встает вопрос с землей, коммуникациями. Конечно, он надеется на помощь государства.


В 2008 — 2010 годах на республиканских дорогах Брестской области должно быть построено около 60 объектов придорожного сервиса. Необходимо отвести земельные участки для строительства 25 новых объектов. Пока инвесторы определены только по 16 из них.


Интересуюсь у главного архитектора Брестской области Александра Войтенко, нужно ли нам столько кафе, заправок и т.д.? Отвечает: «Нужно. Таковы требования к дорогам европейского уровня».


И вправду, дороги наши меняются. Министр транспорта России Игорь Левитин, побывав в конце лета в Бресте на совещании транспортников, первым делом сказал журналистам, что он в восторге от трассы М1/Е–30. Раз дороги становятся похожими на немецкие автобаны, должен меняться и сервис.


Кстати, долгое время сеть придорожной инфраструктуры в основном формировалась за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации, а также РУП «Белоруснефть». Теперь частная инициатива пробивается по ходу всех трасс.


А конкуренция заставит каждого хозяина думать о том, что нужно сделать, чтобы водитель притормозил именно у него.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter