Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Человек в мире медиа» и «Экологическая безопасность». Какие факультативы появятся в следующем учебном году

Каждому – свое

Сколько факультативов может быть в расписании школьника? Какие новые факультативные занятия появились в этом учебном году, а какие появятся в следующем? На пять вопросов ответила заместитель директора Национального института образования Ольга Зеленко.

– Ольга Владимировна, может ли школьник, словно герой стихотворения Агнии Барто, посещать все факультативы, которые есть в школьном расписании?

– Нет, не может. В типовом учебном плане предусмотрены часы, которые учреждения образования могут на свое усмотрение направлять на поддерживающие, стимулирующие или факультативные занятия. Для каждого класса – свое количество часов. Так, в первом на факультативные занятия может отводиться до четырех часов в неделю, в девятом – до трех, во втором и шестом – до двух. В остальных классах по часу.

– Какие факультативы появились в 2023 году?

– В 2023 году Национальным детским технопарком были разработаны учебные программы факультативных занятий для 8-х, 9-х и 10-х классов, призванные дать возможность проявить себя в техническом творчестве высокомотивированным учащимся. Например, «Основы инженерно-технического творчества», «Занимательная робототехника», «Современные компьютерные технологии: от игры к профессии». Появились и другие факультативные занятия, связанные с IT-сферой: «Математические основы теории алгоритмов» и «Применение теории алгоритмов». Оба – для 10-го класса. Результатом сотрудничества Министерства образования и Национального банка стала учебная программа факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» для 5–7-х классов. А благодаря взаимодействию с Белорусской православной церковью создана целая линейка учебных программ факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» – в 2023 году она пополнилась программами для 7-го и 8-го классов.

– А как же «Основы этикета», «Спортивный танец», «Военный перевод»? Судя по новостным лентам, они тоже новые.

– На самом деле они давно действующие. Просто эти учебные программы были приведены в соответствие с требованиями новой редакции Кодекса об образовании. Содержание данных факультативных занятий принципиально не изменилось.

– Каких факультативов ждать в новом учебном году?

– В нашем институте разработаны учебно-методические комплексы для организации факультативных занятий, призванных сформировать у школьников функциональную грамотность – умение использовать свои знания и умения для решения конкретных жизненных задач. Это не просто факультативы по математике, географии или истории. Все они – межпредметные по содержанию, ведь в жизни мы постоянно сталкиваемся с вопросами, которые не вписываются в рамки одного учебного предмета. Например, факультатив «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов» объединяет в себе и обществоведческое, и историческое, и информационное, и языковое содержание. Среди других факультативных занятий, которые появятся в следующем учебном году, – «Экологическая безопасность и здоровье человека», «Что мы оставляем потомкам: истоки глобальных проблем человечества», «Правила жизни в мире веществ», «Искусство и наука», «Шчаслівы беларусам звацца», «Культура иноязычного речевого общения», «Межкультурное взаимодействие на иностранном языке». Основным видом деятельности будет проектная. Для всех новых факультативных занятий мы предложим педагогам учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, материалы для учащихся и методические рекомендации. Все это появится в свободном доступе на национальном образовательном портале.

– Может ли учитель сам разработать программу факультатива?

– Это возможно, но есть ряд условий. После того как педагог или коллектив учреждения образования разработает учебную программу, она должна быть направлена в региональный институт развития образования. Там ей дадут экспертную оценку и, если она будет положительной, передадут на рассмотрение в Национальный институт образования. У нас есть хорошие примеры, когда локальная инициатива распространялась на всю страну. Например, факультатив «Математическая радуга», который очень востребован в начальной школе, был разработан учителями из Гомеля.

Топ-3 самых популярных факультативов

1–4-е классы:

«Решение текстовых задач»,

«Вытокі роднай мовы»,

«Математическая радуга».

5–11-е классы:

«Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»,

«Алгебра учит рассуждать»,

«Складаны сказ без складанасці».


Полистали учебные программы самых необычных факультативных занятий. И нашли много любопытного.

«ОСНОВЫ ЭТИКЕТА»

Для каких классов: 7-х или 8-х.

Чему научат: на этих занятиях школьников познакомят с основными правилами этикета. Расскажут, как вести себя в театре, на улице и в общественном транспорте, научат вежливо разговаривать по телефону и не путаться в столовых приборах во время званого ужина.

«ДОМАШНЯЯ КУЛИНАРИЯ»

Для каких классов: 5–9-х.

Чему научат: этот факультатив не для теоретиков – в учебной программе четко сказано, что большая часть времени (не менее 85 процентов) должна отводиться практике. Пятиклассников научат готовить несложные завтраки: делать бутерброды, жарить яйца, варить компот. Чем старше ученики, тем сложнее блюда. Так, по окончании факультатива девятиклассники должны уметь накрыть праздничный ужин. Среди блюд, которые значатся в программе, заливной язык, отбивные, апельсиновый торт и все виды молочных коктейлей.

«ШКОЛА МОДЫ»

Для каких классов: 8-х или 9-х.

Чему научат: факультатив призван прокачать знания о конструировании и моделировании одежды, полученные на уроках труда, а также дать общее представление об истории моды и модных тенденциях. Будет много интересных практических заданий: разработать визитную карточку школы моды, сшить изделие изо льна в авангардном стиле или стильную вещь из джинсовой ткани.

«СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ»

Для каких классов: 1–4-х.

Чему научат: факультатив предполагает два модуля – теоретический, на котором младших школьников познакомят с историей и основными понятиями спортивного танца, и практический. Первоклашек научат танцевать медленный вальс, ча-ча-ча и белорусскую польку. Во втором классе этот список пополнят квикстеп и джайв, в третьем – танго и румба. А четвероклассники благодаря занятиям смогут станцевать на своем выпускном знаменитый венский вальс.

ЕСТЬ ВОПРОС

Какой факультатив вы хотели бы видеть в своем расписании?

Дарья Закаблук, учащаяся средней школы № 92 Минска:

– По психологии отношений. Чтобы на нем объясняли, как найти друзей в новом коллективе (например, в студенческой группе), как понять, что тебя обманывают, как строить семейные отношения. Сейчас в моем расписании есть только один факультатив – по педагогике. Я учусь в педагогическом классе, и на этих занятиях нам рассказывают, какие качества нужно воспитать в себе, чтобы стать хорошим учителем, как найти подход к любому ребенку. Думаю, что тем, кто в итоге поступит в педагогический вуз, будет легче, чем их одногруппникам, ведь они многое уже знают.

Анастасия Жилич, учащаяся Боровлянской средней школы № 2 Минского района:

– Факультатив по ПДД, на котором бы рассказывали не только о том, как правильно переходить дорогу и почему нельзя делать это в наушниках, но и о знаках, разметке, особенностях управления авто. Чтобы, когда придет время идти в автошколу, у тебя уже была сформирована база. Думаю, пользовались бы спросом и занятия по ораторскому мастерству: сейчас много стеснительных ребят, которые неуютно чувствуют себя у доски и боятся выступать публично. И, конечно, факультативы по профориентации, причем не один общий, где бы рассказывали обо всем и сразу, а посвященные конкретным профессиям – например, «Введение в профессию медсестры», «Введение в профессию журналиста». Если бы в школе учили брать интервью и писать хорошие тексты, я бы записалась первой.

Захар Хвостов, учащийся Марьиногорской гимназии Пуховичского района:

– По работе со звуковым оборудованием: микрофонами, колонками, звукорежиссерским пультом. Этот факультатив был бы не только интересен учащимся, но и выгоден учебным заведениям.  Ведь старшеклассник, который посещает такие занятия, без проблем сможет провести любой школьный праздник. Сейчас в моем расписании есть факультативы по русскому языку и истории Беларуси – эти предметы нужны мне для поступления в университет. Уверен, что хороший факультатив способен заменить репетитора, при условии, конечно, что ты будешь дополнительно работать дома. Например, репетиционное тестирование по истории я написал на 65 баллов, а по русскому – на 80, хотя репетитора у меня нет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter