Урон от избегающих официальной занятости — до 1 млрд. долларов в год

Каждому — по труду

Уровень зарегистрированной безработицы в апреле, как и месяцем ранее, не превышает 0,5 процента. А за год этот показатель снизился вдвое. Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 апреля составил 0,4 безработного на одну вакансию. Таковы результаты государственной политики в сфере занятости.


Но речь сейчас о тех, кто работать в принципе может, но принципиально не хочет. Либо предпочитает получать доходы, но не платить с них налоги. Первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович об этой ситуации высказался так:

— Фактически 2018 год отводится на отработку межведомственного взаимодействия по формированию базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике. Она будет сформирована и передана в комиссии и местным органам власти к 1 декабря.

Увы, у претендентов на попадание в эти списки уже сегодня находится немало защитников. Апелляции идут к моральным принципам, а то и к здравому смыслу. И все же стоит разобраться: социальное иждивенчество — явление морально-этическое или экономическое? Вот что по этому поводу думает доцент кафедры инновационной экономики и менеджмента Международного университета “МИТСО”, кандидат экономических наук Вячеслав Ярошевич:

— С одной стороны, многие предприятия не выдерживают конкурентного давления, в особенности внешнего, и вынуждены сокращать персонал. С другой — финансовые возможности государства также не безграничны, особенно если учесть, что источников сверхдоходов от природной ренты у нашей страны нет. Наконец, нельзя забывать и о том, что выпускать конкурентоспособную продукцию можно только на современном оборудовании и по современным технологиям, которые становятся все более автоматизированными и, следовательно, менее трудоемкими.

Иными словами, модернизация неизбежно связана с высвобождением из производства трудовых ресурсов. Эта проблема актуальна и для промышленно развитых западных стран, говорит Вячеслав Ярошевич:

— В еврозоне, например, безработица в январе текущего года составила 8,6 процента, в том числе 9 процентов — во Франции, 11,1 — в Италии, 16,3 — в Испании и около 20 процентов — в Греции. Совершенно естественно, что для любого экономиста подобная проблема — прежде всего экономическая, связанная с несовершенством рынка труда как института. Но решать ее следует комплексно. Оценить однозначно величину ущерба при этом сложно. Можно лишь предположить, что речь идет о неуплаченных подоходном налоге и взносах в фонд социальной защиты. Исходя из примерных оценок — речь о сумме до миллиарда долларов в год, что эквивалентно примерно 2 процентам ВВП в текущих ценах.

Неудивительно, что решить проблему “уклонистов” пытаются практически все страны. Однако методы различны. Вячеслав Ярошевич объясняет это многообразием уровней экономического развития и социально-политических традиций:

— В промышленно развитых странах, членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), как правило, используются страховые механизмы, которые определяют доступ, диапазон и стоимость различного рода общественных благ, прежде всего медицинских и образовательных услуг, пенсионного обеспечения. Со снижением уровня социально-экономического развития (а его можно измерить не только ВВП на душу населения, но индексом человеческого развития ООН, например) снижаются и возможности государства в принципе проводить активную политику в сфере занятости — для этого просто не хватает финансовых ресурсов. Как результат, в Индии, например, по оценкам британского издания Economist, 9 из 10 работников “трудятся в серой экономике”. То есть речь идет о сотнях миллионов людей и сотнях миллиардах потенциальных налоговых платежей.

А что ждет рынок труда в нашей стране, особенно в контексте развития цифровой экономики? Эксперт не исключает, что в долгосрочной перспективе везде, где труд экономически целесообразно автоматизировать или “обесчеловечить”, это будет сделано:

— Это совершенно не означает, что “старые” рабочие места со временем не заменятся “новыми”, более технологичными и производительными. В любом случае молодежь уже должна быть готова к новым реалиям на рынке труда, а старшее поколение — к дальнейшей адаптации системы пенсионного обеспечения.

База данных не занятых в экономике трудоспособных граждан будет актуализироваться ежеквартально. Кроме того, комиссии будут рассматривать трудные жизненные ситуации граждан, а также случаи, когда, по мнению человека, его включили в список не занятых в экономике по ошибке. Постоянно будет отслеживаться государством и напряженность на рынке труда во всех регионах страны. Словом, для восстановления социальной справедливости на рынке труда и снижения напряженности на нем государство намерено сделать все возможное. Остальное — в руках граждан.
26 апреля в Минске пройдет общегородская ярмарка вакансий. В течение трех часов — с 10.00 до 13.00 — граждане смогут узнать о наличии вакансий, условиях труда и оплате, проконсультироваться по вопросам занятости, переобучения, получения субсидий на организацию собственного дела. Такие ярмарки проводятся в Минске дважды в год.
Кто не занят?

Совет Министров утвердил положение о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике. К таковым относятся граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства (получившие разрешение на постоянное проживание), не осуществляющие трудовую, предпринимательскую, ремесленную, творческую, учебную или иную деятельность, виды которой перечислены в постановлении Правительства от 31 марта 2018 года № 239.

При этом из числа не занятых в экономике исключаются граждане, занятость которых по объективным причинам затруднительна или невозможна. Например, инвалиды, матери, воспитывающие ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, пенсионеры, зарегистрированные в качестве безработных, а также лица, потерявшие работу по уважительным причинам (в течение шести месяцев с даты увольнения), отбывающие наказание или находящиеся на принудительном лечении, иные категории граждан.

Миссия комиссии выполнима

Председателем комиссии по содействию занятости, как правило, является председатель районного (городского) Совета депутатов, а в местных администрациях — глава администрации района в городе. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты структурных подразделений районного (городского) исполкома (местной администрации), представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Сформированный комиссией список утверждается районным (городским) исполнительным комитетом (местной администрацией). Комиссия информирует граждан о включении их в список.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter