Каждая домохозяйка должна научиться "управлять" акциями

На вопросы "СБ" отвечает председатель Комитета по ценным бумагам при Совмине Валентин ШУХНО.
На вопросы "СБ" отвечает председатель Комитета по ценным бумагам при Совмине Валентин ШУХНО.

- Валентин Михайлович, сегодня звучит немало прогнозов, а зачастую и политических спекуляций по поводу прихода в Беларусь иностранных инвестиций. Вспомним всю эту шумиху вокруг МАЗа или возможного слияния "Крынiцы" и "Балтики".

Как по-вашему: есть здесь общественно значимая, важная проблема? Или инвестиции - частное дело частных предприятий?

- Тут есть действительно важная проблема: и не просто инвестиций, но выбора инвестора, что напрямую связано с национальной безопасностью.

Дело в том, что иногда инвестор, представляющий крупную международную монополию и заинтересованный в устранении конкурента, приходит только лишь для того, чтобы скупить предприятие и тут же его "положить". Наша задача заключается в том, чтобы избежать подобных "данайцев, дары приносящих".

Вторая сторона проблемы мне видится в том, что иностранный капитал выбирает те предприятия, которые могут принести ему максимальную прибыль. Поэтому высокорентабельные предприятия являются объектом "охоты". Это в первую очередь предприятия, входящие в систему естественных монополий - "Беларуськалий", гродненское объединение "Азот", "Мозырьсоль" и т.п. Инвесторы хотят по дешевке скупить их инвестиционные ценные бумаги, а еще лучше - с аукциона на корню. В этом случае государство должно продать их как можно выгоднее, не упуская при этом контроль за их производственными перспективами, учитывая сохранение рабочих мест и обновление производственных мощностей. Посмотрите, скажем, на соседнюю Польшу. У них осталось много предприятий в госсобственности, или государство держит контрольный пакет акций. Потому что понимает большую опасность.

- Какую?

- А я вам сейчас объясню. Экономисты обращают внимание на такой парадокс: предприятия, которые находятся восточнее и западнее Берлина (восточнее и западнее в широком смысле, от Атлантики до просторов СНГ), имея одинаковые технологические потенциалы, выпуская аналогичную по качеству продукцию, в то же время на порядок различаются по своей оценочной стоимости. Если западнее - то цена их акций достаточно высока. Если восточнее - то наоборот. Получается, что одно и то же предприятие можно продать за миллион, а можно и за бесценок. Увы, на просторах "восточнее Берлина", имею в виду страны СНГ, преобладает последняя тенденция. Потому что наши акции недооценены, и в этом главная наша проблема.

- Иными словами, иногда мы напоминаем дикарей, покупающихся на стеклянные бусы?.. А как же предприятию узнать свою истинную цену?

- А для этого нужно корпорировать его акции на международных биржах. И если мы увидим, что наши акции котируются на Франкфуртской, Лондонской, Нью-Йоркской биржах, - тогда можно потихоньку сбрасывать государственный пакет акций, и не за бесценок, а в сто, тысячу раз дороже.

- Это пока мечта...

- А я вам скажу, что это реальность, на которую нужно начинать работать уже сейчас. И просто заставить руководителей предприятий котировать свои акции для начала на Белорусской валютно-фондовой бирже. Ведь есть положение об официальных торгах, но наш директорат не хочет в них участвовать. Что это? Косность, отсталость? Да. А еще - боязнь ответственности, конкуренции. Складывается впечатление, что наши промышленные "генералы", даже пройдя процедуру листинга, то есть допуск к торгам на бирже, до конца не понимают, для чего им это нужно.

Правительство в течение прошлого года сделало очень резкий шаг. Оно заставило все сделки регистрировать на Белорусской валютно-фондовой бирже, где налажена информационная система котировки акций. Сейчас мы в течение дня получаем информацию о свершившейся сделке и видим, какова цена акций, а значит, и самого предприятия.

Я уже предвижу тот день, когда "Советская Белоруссия" хотя бы раз в неделю будет публиковать анализ состояния биржевого рынка: какие акции пошли вверх, какова связь между белорусским, российским и мировым рынками и т.п.

Поверьте, для многих граждан Запада это самое занимательное чтиво, ибо они являются владельцами акций и делают на этом бизнес.

- Многие из нас тоже являются как бы владельцами акций, но никакого бизнеса нет. Мои приватизационные чеки я не смогла обменять ни на что стоящее...

- Хороший вопрос. Действительно, самым главным тормозом для развития фондового рынка является сегодня наша чековая приватизация, которая до сих пор не закончена, из-за чего, к сожалению, акции наших предприятий остаются недооцененными.

Чековую приватизацию нужно закончить. Она деформирует фондовый рынок. В июле будущего года данный процесс завершается. В этом деле желательно поставить точку и перейти к нормальным, чисто денежным способам приватизации.

Для того, чтобы процесс пошел, нам осталось совсем немного, совсем чуть-чуть: приостановить мораторий на продажу акций, приобретенных за чеки "Имущество" и на льготных основаниях.

Процесс концентрации капитала неизбежен. Когда у нас хотя бы 20 процентов сбережений будут в виде ценных бумаг, облигаций, тогда можно сказать, что их владельцы уверены в завтрашнем дне.

Давайте вспомним тот знаменитый случай, когда американские женщины, экономя каждый доллар даже на еде, в период "великой депрессии" покупали акции "Дженерал моторз". А потом их внуки получали наследство, выражающееся в десятках и сотнях тысяч долларов, - потому что произошла капитализация акций на несколько порядков.

- В завершение нашего интервью такой вопрос: а какой инвестор нам более желателен - западный или российский?

- Капитал не имеет национальной принадлежности. Есть отработанные схемы его движения: если на бирже - то кто даст большую цену, тот и станет владельцем акций. Если с аукциона - тот же самый принцип аукциона.

Но! Есть ряд белорусских отраслей, которые уже тесно завязаны на российский рынок. Если оттуда идет до 70 процентов комплектующих и там основной рынок сбыта этих предприятий, то зачем им капитал с острова Борнео?

Для многих наших компаний приход российского инвестора есть логическое закрепление на том же рынке, на котором мы были всегда.

Другое дело, когда речь идет о создании нового производства на основе принципиально новых технологий. В таком случае естественным предпочтением будут пользоваться инвесторы, представляющие передовые перспективные направления.

Беседовала
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter