В воскресенье 20 марта в Казахстане состоялись досрочные парламентские выборы

Казахстан выбирает

В воскресенье 20 марта в Казахстане состоялись досрочные парламентские выборы. За места в нижней палате казахстанского парламента — мажилисе — боролись шесть политических партий: «НурОтан» («Свет Отечества»), «Ак жол» («Светлый путь»), «Ауыл» («Село»), Коммунистическая народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия и «Бирлик» («Единство»). Помимо этого, граждане Казахстана также избирали состав органов местного самоуправления — областных, городских и районных маслихатов. 



Выборы в законодательный орган власти Казахстана проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий предыдущего состава парламента. По официальной версии, это связано с непростой социально-экономической обстановкой в стране: обновление власти необходимо для более эффективной работы в условиях экономического кризиса. Представители оппозиционных сил, со своей стороны, считают, что таким образом действующая власть играет на опережение, проводя выборы до того, как усилятся протестные настроения в результате ухудшающейся экономической ситуации.

По предварительным данным, в мажилис проходят три пар-тии из шести. Правящая пропрезидентская партия «НурОтан» набирает порядка 82% голосов, «Ак жол» и Коммунистическая партия — около 7% каждая. Что интересно, эти результаты практически повторяют итоги предыдущих парламентских выборов, состоявшихся в 2012 году. Выборы прошли при достаточно высокой явке, в среднем по стране она составила 77%.

Международная реакция на выборы в Казахстане также вполне предсказуема. Если наблюдатели от СНГ в целом остались удовлетворены ходом прошедшего голосования, то со стороны Запада звучат традиционные нарекания на недостаточную прозрачность, избыточный контроль со стороны действующей власти и так далее. Впрочем, подобная ситуация на выборах наблюдается не первый год не только в Казахстане, но и во многих других республиках бывшего СССР.

Однако, несмотря на общую предсказуемость хода голосования и их итогов, данные выборы становятся вехой того сложного переходного периода, в котором сейчас находится Казахстан.

Эта страна, как и целый ряд других бывших советских республик (например, соседний Узбекистан), после обретения независимости развивалась по модели президентской республики. Подобная устойчивая и централизованная модель власти выступала важным стабилизирующим фактором и позволила Казахстану избежать многих рисков в период становления государственности. Так, благодаря взвешенной национальной политике удалось избежать всплеска межэтнической напряженности и конфликтов на межнациональной почве, хотя предпосылки для этого были, учитывая пестрый этнический состав населения, наличие зон компактного проживания тех или иных народностей и общий подъем национализма в начале 1990-х годов. Также достаточно эффективно удалось преодолеть последствия катастрофического экономического спада после развала СССР и вывести Казахстан в число наиболее динамично развивающихся постсоветских государств.

Очевидно, что в ближайшие годы Казахстан ожидает переход власти к политическим лидерам нового поколения, и с этим переходом могут быть связаны серьезные риски политической дестабилизации и сопутствующего обострения застарелых социально-экономических, межэтнических и межрелигиозных противоречий. Учитывая глобальный экономический кризис и непростую международную обстановку, сегодня эти угрозы выглядят, как никогда, реальными.

Социально-экономические контрасты в Казахстане по-прежнему велики, с динамично развивающимися мегаполисами соседствуют депрессивные районы, что само по себе способствует сохранению социальной напряженности. В 2011 году страну сотрясли масштабные беспорядки в городе Жанаозен, спровоцированные выступлениями работников нефтегазовой отрасли. Сохраняется и градус межэтнической напряженности, усугубляемый просачиванием в страну радикального ислама из Афганистана и с Ближнего Востока.

Чтобы устоять перед этими и другими вызовами, Казахстан, как никогда, нуждается в сильной и стабильной власти и сохранении политической преемственности. Поэтому одной из ключевых задач нового парламента наверняка станет укрепление политической системы страны с тем, чтобы процесс смены политических поколений во власти произошел максимально безболезненно.

shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter