Кавказские пояса и рижское стекло

Ежегодно из Беларуси пытаются вывезти тысячи предметов, имеющих историко-культурную ценность

Ежегодно из Беларуси пытаются вывезти тысячи предметов, имеющих историко-культурную ценность

В разных странах мира сегодня находится около девяноста процентов белорусских ценностей, вывезенных по различным обстоятельствам в разные годы.  Причем не только в соседние Россию, Украину, Польшу, Литву и Латвию. Известно, например, что в Финляндии находится часть несвижской библиотеки, в Австрии — картины Пэна и  Шагала, в Швеции  — пушки, сделанные по заказу Радзивиллов. Осознавая, сколько ценностей успели потерять белорусы за свою историю, сегодня мы особенно чувствуем важность сохранения и возвращения своего наследия. И просто не можем позволить себе снова лишиться ценных раритетов.

По данным Таможенного комитета, в период за последние двенадцать лет таможенными органами было изъято более 82 900 предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Это картины, драгоценности, книги, старинная посуда и мебель, которые контрабандисты пытались вывезти из страны или, наоборот, ввезти в Беларусь — тенденция последнего времени. Все вещи, которые задерживают на границе, проходят оценку комиссии на принадлежность к историко-культурным ценностям, после чего, если находится владелец, их возвращают хозяевам, если нет, распределяют по музеям страны. Наибольшее количество таких раритетов находится в филиале Брестского областного краеведческого музея “Спасенные художественные ценности”. Это единственное не только на территории Беларуси, но и всего бывшего Советского Союза учреждение, которое хранит культурный конфискат.

Открытый почти четверть века назад, музей располагает несколькими сотнями уникальных экспонатов.

— В наш музей поступают далеко не все конфискованные вещи, — рассказывает директор Брестского областного краеведческого музея Алексей Митюков. — Некоторые возвращаются владельцам. Например, в конце 1980-х или в 1990-е годы была задержана партия икон, которые, как потом выяснилось, были похищены из российского музея. Конечно, они были возвращены на родину. Некоторые раритеты идут в другие музеи. В прошлом году на границе была задержана коллекция антикварной мебели. Часть ее поступила в Несвиж, часть — в Пружанский усадебно-парковый ансамбль. Что кому — решает комиссия Министерства культуры.

Зал разделен на десять  залов. Самый первый  посвящен теме деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей.

Самая большая и “дорогая”  коллекция музея — русская иконопись XVI — начала XX века. Особенно ценны иконы в серебряных окладах, созданные в ведущих ювелирных центрах России XVIII — начала XX века: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Калуге и других.

— Иконы всегда являлись популярным объектом для вывоза за границу. Особенно в  советское время, 1980—1990-е годы, — рассказывает Татьяна Миронович, старший научный сотрудник Национального исторического музея, где недавно прошла совместная с Брестским областным краеведческим  музеем выставка “Спасенные ценности”. —  Сейчас тенденция немного поменялась. Стало больше предметов, которые не вывозят в Европу, а привозят оттуда.

Для любителей экзотики  — раздел искусства Востока с традиционной японской живописью на шелке, свитками “какэмоно”, китайскими и японскими вазами, буддийской скульптурой из бронзы и многим другим.

Могут привлечь посетителей уникальные старинные книги “Псалтир” или “Библия” конца XIX века, маленькие утюжки для глажки мелких элементов одежды времен Российской империи, немецкий соусник или польский набор для ножей начала ХХ века. Раритеты еще те. Не все музеи мира могут похвастаться подобными экспонатами. Хоть какой-то бонус взамен утерянных белорусских ценностей.

Среди ярких драгоценных предметов — серебряный кав-казский пояс с десятками монет.
Разнообразна коллекция посуды, хранящаяся в музее.
Из стекла, фарфора, металла... Здесь можно обнаружить, например, вещи с Императорского фарфорового завода, обслуживавшего в основном царский двор, или хрустальную посуду, украшенную серебром, с Рижской стекольной фабрики.
Известно, что стеклодувом на этой фабрике работал в свое время отец композитора Раймонда Паулса.

 Кстати

 Самовары и бриллианты не иссякают

“Как хорошо, что бдительнее стало: таможня ищет ценный капитал”, — полвека назад написанные Владимиром Высоцким строки не теряют актуальности и сегодня. Буквально на днях возвращавшийся из загранпоездки житель Минского района, управляя автомобилем “рено”, в пункте пропуска “Домачево” выбрал зеленый коридор, предусматривающий отсут-ствие при себе товаров, подлежащих декларированию. Но в результате углубленного досмотра в личных вещах водителя в багажнике его авто обнаружились самовары, чайники, подстаканники, подсвечники, фарфоровые статуэтки и лампы — 95 предметов антиквариата. Все они изъяты, историческую и культурную ценность этого груза ныне устанавливает экспертиза. А в августе нынешнего года в ручной клади бортпроводника авиарейса Стамбул — Минск были найдены почти полсотни ювелирных украшений одной из пассажирок этого рейса: кольца, серьги, подвески, золотые цепочки со вставками из бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров.

“Попытки несанкционированного провоза культурных, исторических и ювелирных ценностей не прекращаются, — подтвердил вчера “НГ” заместитель председателя ГТК Беларуси Сергей Борисюк. — Вывоз лишь предметов, представляющих культурную ценность, таможенные органы нашей страны предот-вращали в текущем году 18 раз. И число подобных попыток год от года растет. Как и растут усилия ГТК по профилактике подобных правонарушений”.

Максим ОСИПОВ /НГ/

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter