Кавказская эпопея

Многие ее отважные участники громили гитлеровцев в Беларуси во время операции «Багратион»

Многие   ее   отважные   участники   громили   гитлеровцев   в   Беларуси   во   время   операции   «Багратион»

Сегодня мы выполняем обещание, которое  дали нашим читателям: рассказываем о состоявшейся в Минске научно-практической конференции, посвященной 65-й годовщине окончания битвы за освобождение Кавказа, захват которого планировался как первоочередная задача германского командования.

Помимо военных историков, своими воспоминаниями делились непосредственные участники исторических сражений, живущие в нашей республике. Один из них, генерал-лейтенант Вадим Садовниченко, сделал на конференции основной доклад.

«Эдельвейс»  и   его   планы

Гитлеровское командование в соответствии с общей летней кампанией 1942 года разработало план овладения Кавказом (Директива № 45 «Эдельвейс»). Предусматривалось окружение и уничтожение советских войск южнее и юго-восточнее Ростова и овладение Северным Кавказом.

Затем предполагалось обойти Главный Кавказский хребет одной группой войск с запада, захватив Новороссийск и Туапсе. А другой – с востока, овладев Грозным и Баку. Одновременно с обходным маневром намечалось преодолеть хребет в его центральной части по перевалам и выйти в район Тбилиси, Кутаиси, Сухуми. С выходом в Закавказье враг надеялся парализовать базы Черноморского флота, обеспечив полное господство на Черном. Далее – установить непосредственную связь с турецкой армией, 26 дивизий которой уже были развернуты на границах с Советским Союзом, тем самым создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток.

Для выполнения этих задач предназначалась группа армий «А» под командованием генерал-фельдмаршала Листа. В ее состав входили 1-я и 4-я танковые армии, 17-я немецкая и 3-я румынская армии, часть сил 4-го воздушного флота. Они насчитывали 167 тысяч человек, 1130 танков, 4540 орудий и минометов, до тысячи самолетов.

Признание маршала   Жукова

С конца июля 1942 года начался оборонительный период битвы за Кавказ. Увы, ему предшествовали неудачные действия наших войск в Харьковской наступательной операции в мае 1942-го.

Маршал Георгий Жуков откровенно признавался, что при отступлении Южный фронт понес невосполнимые потери. В четырех его армиях осталось лишь немногим больше ста тысяч человек. В конце июля – начале августа 1942 года развитие событий на Северо-Кавказском направлении было явно не в нашу пользу. Превосходящие силы противника наносили нашим войскам поражение за поражением и настойчиво продвигались вперед. В эти дни суровых испытаний и смертельной опасности народы Кавказа не дрогнули, добровольцы вливались в ряды Красной армии. Большую помощь оказали партизанские отряды, сформированные из отважных горцев, великолепно знавших свою местность, горные перевалы и тропинки.

В   тылу   врага

Бои шли кровопролитные, наши войска несли огромные потери. И хотя оставили большую часть территории Северного Кавказа, но все же остановили врага.

Гомельчанин Иван Дикун, помимо других фронтов, в качестве механика по авиаприборам и кислородному оборудованию проходил военную службу на Северо-Кавказском. При обороне Кавказа, вспоминает он, наши воины проявили массовый героизм. Расскажу лишь об одном поистине уникальном случае. Капитан Тарасов в воздушном бою не сбил, а посадил на поле около Краснодара фашистский самолет. Летчика пленили работавшие здесь колхозники. Вражескую машину доставили на наш аэродром, где техники ее отремонтировали. И Тарасов летал на ней по вражеским тылам, доставлял важные для нашего командования сведения.

Наступательный период битвы за Кавказ начался с первого января 1943 года. Гитлеровское командование, стремясь избежать окружения, поспешно отводило войска из района Моздока. Гитлеровцы хорошо осознавали, насколько опасен прорыв советских войск на Таманский полуостров, и делали все возможное, чтобы не допустить этого, особенно они укрепили район Новороссийска. Наши войска, преодолевая упорство врага, продолжали активные действия.

Малая   Земля

Тогда и прогремела бессмертная слава Малой Земли — плацдарма южнее Новороссийска. В ночь с 3-го на 4 февраля 1943 года, а затем в течение пяти дней Черноморский флот высадил в районе Мисхако морской десант под командованием майора Цезаря Куникова. Более 15 тысяч человек с артиллерией и танками. Противник беспрерывно атаковал десантников, стремясь их уничтожить, бросал в атаку крупные силы пехоты, танков и артиллерии. Часами висели над Малой Землей фашистские самолеты, сбрасывая бомбы.

Так продолжалось семь месяцев, наши десантники вы-стояли. Этот плацдарм впоследствии сыграл большую роль при освобождении Новороссийска.

Анапа:   конец бархатного   сезона

Весной 1943 года на Кубани произошло крупнейшее воздушное сражение, которое выиграла советская авиация. Она произвела 35 тысяч вылетов, уничтожила более 1100 вражеских самолетов. В начале октября того же года началась Новороссийско-Таманская операция. 16 сентября был освобожден Новороссийск, наши прорвали знаменитую, заранее подготовленную «Голубую линию», на которую гитлеровцы возлагали большие надежды.

А 10 октября от фашистов был очищен Таманский полуостров, последний вражеский плацдарм на территории Кавказа. Вот как рассказывала об этом газета «Известия»: «Чем ближе подъезжаешь к Тамани, тем мрачнее и сгущеннее краски, которыми обезобразили прозрачный ландшафт полуострова гитлеровские банды. Кровь мирных жителей и пламя пожаров разлиты всюду, куда ни кинь взгляд… Немцы были так уверены в том, что им удастся зазимовать на Кубани, что даже румынам не позволяли заходить на превосходные анапские виноградники: они сберегали «дамские пальчики» для себя. Но им так и не довелось полакомиться знаменитым анапским виноградом… Их сбросили в море в самый разгар бархатного сезона.

Победа советских войск в битве за Кавказ имела важное военно-политическое значение. Германия не смогла заполучить нефть Кавказа и Ближнего Востока, плодородные земли Кубани и Ставрополья. Был поставлен крест на устремлениях Гитлера прорваться через Закавказье в Иран и Индию.

30-я   дивизия   в   операции   «Багратион»

— Мне пришлось участвовать в битве за Кавказ, — рассказывает Вадим Садовниченко. – Воевал в составе знаменитой 30-й дивизии, награжденной многими орденами. Она входила в прославленную конно-механизированную группу легендарного генерала Иссы Плиева. Мы прошли через многие южные города России, громя гитлеровцев, освобождали от них Украину.

— В 44-м году дивизию погрузили в железнодорожные вагоны и перебросили в Беларусь, в район Калинковичей. И она прославила себя в операции «Багратион», ее солдаты и офицеры вели бои непосредственно на переднем крае. Я также, как и многие воины, участники Кавказской эпопеи, служил в Беларуси. Очень доволен тем, что подробно день за днем восстановил в письменном виде боевые действия дивизии в операции «Багратион», получился большой труд, в основе которого — воспоминания солдат и офицеров, ценные документы. Это летопись славной 30-й, о которой ветераны, воевавшие в ее составе и освобождавшие Беларусь, сегодня вспоминают с особой гордостью и волнением…

На снимке: начальник главного идеологического управления МО Александр ГУРА и посол Российской федерации Александр Суриков (справа) во время встречи с ветеранами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter