Катализатор сомнений

Быть ли профсоюзу спортсменов?
Быть ли профсоюзу спортсменов?

Чтобы не чувствовать себя разочарованным, как после употребления безалкогольного пива, нужно понимать, что рассчитывать в наше время приходится только на собственные силы. Правда, еще Козьма Прутков учил, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. Недавно попал в беду бронзовый призер Олимпиады в Сиднее по греко-римской борьбе Дмитрий Дебелка. Как отметила вчера "СБ", ему необходимы срочная медицинская операция за рубежом и соответственно средства на ее проведение. Данная история вызвала большой общественный резонанс и подвигла министра спорта и туризма Юрия Сивакова на ряд кардинальных предложений. По мнению Юрия Леонидовича, подобными проблемами, как и всей работой по социальной защите спортсменов, должны заниматься прежде всего общественные организации. Готовы ли они к подобным "нововведениям"?

В двух небольших кабинетах в здании на Кирова, 8, где располагается и Министерство спорта и туризма, всегда есть посетители. Заходят в Белорусский союз спортсменов и по делу, и просто поговорить о жизни. Тем более что чаем здесь всегда угостят, а Мария Леонтьевна Иткина, бессменный руководитель организации уже четырнадцатый год, со дня основания, и ее сотрудники готовы и выслушать человека, дать дельный совет, подсказать, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Ну а если проблема требует оперативного вмешательства, то и взять на себя нелегкое бремя хождений по различным инстанциям, переписку с разными организациями и ведомствами.

В качестве примера Мария Леонтьевна рассказывает о судьбе Светланы Бурага: "Она - мастер спорта международного класса, призер чемпионата мира в семиборье. Так получилось, что врачи долго не могли установить ей диагноз, а в итоге - открытая форма туберкулеза, у нее практически нет одного легкого. Каждые два месяца Светлане приходится ложиться в клинику, она инвалид второй группы. К тому же сложной оказалась и ее семейная ситуация, дочь воспитывает практически она одна. По ходатайству союза спортсменов Мингорисполком выделил ей бесплатную двухкомнатную квартиру, мы постоянно оказываем помощь деньгами, одеждой, всем, чем можем".

Только за последние два года союз спортсменов помог решить проблемы с жильем (за что Мария Иткина особенно благодарит мэра столицы Михаила Павлова) почти трем десяткам инвалидов спорта. Не говоря уж о вопросах установки квартирных телефонов, оформления различных документов, справок, ходатайств, прописки, определения на лечение в медучреждения, на отдых и реабилитацию в санатории, в олимпийский спорткомплекс "Стайки". Помогают и деньгами, лекарствами, одеждой, обувью. И с юбилеем не забывают поздравить, и в трагических ситуациях не оставляют без внимания - хлопочут о месте захоронения, если об этом просят родственники. Такова жизнь!

К сожалению, помочь десятью тысячами долларов на операцию Дмитрию Дебелке союз спортсменов не может. И в этом отсутствии больших средств не вина, а беда БСС. Знаю не понаслышке, что однажды, когда срочно нужны были деньги для оплаты лечения одного инвалида, Иткина отдала для этого все свои на тот момент сбережения...

В отличие от Белорусского союза спортсменов федерации по видам спорта, помимо вопросов социальной защиты своих членов, решают и множество других. И, пожалуй, именно им уделяют основное внимание.

- А как же по-другому? - убежден председатель Белорусской федерации бокса Александр Григоров. - Мы ведь вырабатываем стратегию и тактику развития нашего вида спорта. Федерация в состоянии и должна давать оценку работы тренерских кадров, судей, быть инициаторами и вдохновителями идей в боксе. Вот закончились Олимпийские игры, и мы, не откладывая в долгий ящик, собрали исполком федерации. Там, я вам скажу, шел заинтересованный, но нелицеприятный разговор об итогах. Да, две серебряные медали, второе место в Европе и шестое в мире, о чем еще можно мечтать! Но мы отчетливо понимаем, что немало было допущено и ошибок. Во всех этих ситуациях конкретно разбирались. Кроме того, мы уже разработали и отправили на места программу по подготовке к Пекину. Обсудили календарный план, состав национальной команды, которая будет готовиться к Олимпиаде.

Что касается вопросов социальной защищенности спортсменов, и они в сфере нашего внимания. Да, мы не можем дать квартиру, машину, такое материальное вознаграждение, как государство. Но в состоянии инициировать решение этих проблем на уровне местных органов управления. Например, я выезжал в Витебскую область, встречался с председателем облисполкома Владимиром Андрейченко и его заместителем Петром Южиком. В итоге по нашей инициативе выделен кредит, и Виктор Зуев получил однокомнатную квартиру еще до Олимпийских игр. Теперь помогаем решить жилищную проблему его тренеру, Анатолию Кирилловичу Колчину. С мэром Минска встречался по такому же поводу: выделению кредитов для Магомеда Арипгаджиева и его наставника. Когда у замечательного тренера Ивана Андреевича Перца возникли проблемы со здоровьем, подключили лучших медиков страны. Помогаем устраиваться в жизни тем, кто заканчивает спортивную карьеру. Вот сейчас надо поддержать Сергея Быковского. Я не хочу сказать, что в федерации бокса все вопросы так гладко решаются, но мы в курсе событий и этими вопросами занимаемся.

- А как вы относитесь к предложению Юрия Сивакова, что федерации должны стать профсоюзами для спортсменов и тренеров?

- Профсоюз? А что, войти к Леониду Петровичу Козику с предложением о создании профсоюза работников спорта? Я обеими руками "за". Кто нам сегодня это запрещает? Но тут есть другая проблема: превращать федерацию в Общество Красного Креста и Полумесяца или в чисто профсоюзную организацию, мне кажется, не совсем правильно.

- Министр спорта и туризма говорил и о необходимости создания специальных фондов при федерациях, "по типу криминального общака"...

- А вот тут я против. Почему? Мой коллега из Литвы создал фонд помощи спортсменам, отбывающим наказание. Зарабатывает определенные дивиденды. Предлагал поделиться опытом. Но я же понимаю, что это такое и в какие криминальные дебри можно угодить, если пойдем по пути "общаков". Абсолютное большинство федераций к богатым не отнесешь. Да, например, у нас есть десяток спонсоров. Но ведь больших денег они не дают. И, кроме того, помогают не только спорту, но и сельскому хозяйству, детскому творчеству, культуре, еще кому-то. Сегодня везде только и говорят о спонсорах. Где их на всех набрать?

Другой вопрос. Федерация - это общественный орган. В свое время ходили в их руководителях и не совсем чистоплотные люди, использовали вывеску организации в своих корыстных целях, делали бизнес на этом. Ведь до сих пор автобус, который боксерам передала германская федерация, возит, я не знаю, бублики или пирожки бизнесмена господина Рожновского. А на борту машины красуется надпись "Национальная сборная команда Беларуси по боксу". Хотя боксеры ни разу этим транспортом не воспользовались.

Солидарен со своим многоопытным коллегой и новичок на председательской должности в федерации лыжного спорта Василий Горбачев:

- Помощь спортсменам мы оказываем постоянно, в том числе и после того, когда они заканчивают карьеру, но стать профсоюзами? По большому счету, наша федерация должна заниматься простым развитием лыжного спорта в стране. Это ее основная задача и цель. Что касается спонсорства, то в большей степени чувствуем поддержку от международной федерации. Своих спонсоров найти очень тяжело. Люди говорят: возьмите деньги, но нигде не упоминайте, кто мы и откуда. Необходимо в законодательном порядке решать эту проблему. Чтобы все было цивилизованно и открыто.

Еще одна общественная организация, призванная помогать спортсменам, - Национальный олимпийский комитет. Кстати, здесь не оставили без внимания проблемы Дебелки. Как рассказал генеральный секретарь НОКа Анатолий Иванов, решением бюро исполкома Дмитрию выделены деньги на лечение. "Вообще, какого-то специального фонда на подобные цели у нас нет, - уточнил Анатолий Борисович. - Но, когда планируем свои расходы, некоторые средства на оказание помощи спортсменам-олимпийцам предусматриваем. Что касается Олимпийского фонда, то он закрыт решением суда. Наши же представительства, к сожалению, больше рассчитывают на помощь себе, нежели в состоянии помочь кому-то".

"Дело Босмана", ранее мало кому известного бельгийского футболиста, перевернуло в свое время всю систему контрактных отношений в футболе. Сможет ли история болезни Дебелки кардинально изменить, говоря языком военных, зону ответственности и, главное, повысить эффективность в области социальной защищенности спортсменов? Не станем спешить с выводами. По крайней мере, мои собеседники не раз в разговоре ссылались на необходимость ее глубокой проработки, чтобы не навредить. В конце концов, есть еще время до Олимпийского собрания, где дискуссия наверняка продолжится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter