Катализатор качества и прогресса

…Обстановка на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе на рубеже января и февраля была не беспокойная -- нет, вполне будничная, но все же волнующе-напряженная, как и бывает перед событием, венчающим долгое и важное дело. Дал первую товарную продукцию комплекс каталитического крекинга. Это один из крупнейших и значимых проектов в белорусской индустрии. Рассчитанный на переработку 2 миллионов тонн сырья в год, комплекс выводит предприятие на новый уровень. Стоимость строительства установки -- около 87 миллионов долларов, а всех объектов комплекса -- 147 миллионов долларов. Чем жил в «пусковые» дни завод? Как вступило в 2004 год одно из ведущих предприятий «Белнефтехима», каковы перспективы его развития? Об этом наш рассказ. Как количество переходит в качество 2003 год для МНПЗ был примечателен заметным увеличением собственной переработки нефти. Работа со своим сырьем позволяет резко увеличить денежные поступления, в том числе валютные. Собственная переработка в 2003 году достигла 2258 тысяч тонн нефти, это 137 процентов к уровню 2002 года. Следует заметить, что 70 процентов сырья завода -- давальческая нефть. Ее поставщики затем забирают и продают свои нефтепродукты, расплатившись с МНПЗ. Но именно прирост нефти, закупленной заводом, позволил увеличить выпуск товарной продукции на экспорт. В 2002 году экспорт составил 278 миллионов, а в прошлом -- 413 миллионов долларов. Рост в полтора раза, хотя прирост объема товарной продукции -- плановые 4,6 процента. Нефтепродукты шли не только в Россию, Украину, страны Балтии и Центральной Европы, но и в Англию, Германию, Нидерланды. -- Из всей нашей товарной продукции экспортируем около 70 процентов, -- объясняет генеральный директор МНПЗ Анатолий Куприянов. -- Причем продукции из собственного сырья -- 82 процента. Рост закупок сырья резко увеличил эффективность -- балансовая прибыль за год выросла на 42 процента, выросла и чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Качественно улучшилась переработка нефти, при этом ее глубина уже достигла 66,24 процента. Не было бы ни количества, ни качества без модернизации. График 4-го этапа реконструкции в свое время подписали президенты «Славнефти» Михаил Гуцериев и «Белнефтехима» Иван Бамбиза. Недавно уже другой президент «Славнефти» Юрий Суханов и первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко утвердили механизм возврата инвестиций как «Славнефти», так и предприятиям Беларуси, принявшим участие в стройке. При этом «Славнефть» намерена и далее участвовать в инвестиционных проектах МНПЗ. Строительство комплекса каталитического крекинга (ККК) начато было в 2001 году, велось интенсивно, в сжатые сроки: одновременно шло проектирование, экспертиза проекта и строительно-монтажные работы. По графику требовалось сдать комплекс к пусконаладочным работам в октябре. На деле их 1 октября уже начали. В декабре приступили к пусковым работам. После 20 января начали разогрев реактора-регенератора и главной фракционирующей колонны, вплотную пойдя к приему сырья. Такой комплекс не ввести в строй одним нажатием кнопки. Это непростой постепенный процесс поиска сбалансированного режима работы, который приводит к выходу товарной продукции. В далекой солнечной Туркмении на таком комплексе он шел 4 месяца. «Мы уложились в подобный срок, надеюсь наш пуск и зимой будет успешным», -- осторожно высказался генеральный. И вот -- перед днем рождения МНПЗ -- 28--29 января было загружено сырье и получена первая продукция. Теперь на очереди выход на плановые мощности. Топливные реки потекут на запад и на юг Ввод комплекса в действие позволит Беларуси обеспечить себя и высококачественным бензином, и сжиженным газом и значительно увеличить мощности по переработке нефти. -- ККК создает базу для дальнейшего развития, его продукция станет сырьем для новых установок, -- говорит Анатолий Куприянов. -- Пятый этап реконструкции уже начат: приобретена лицензия и оплачен базовый проект комплекса алкилирования. Эта установка даст в год до 300 тысяч тонн алкилата, экологически чистой добавки для бензинов, которая улучшает сгорание топлива. Кроме того, в 2006 году начнем выпуск бензола, сырья для нефтехимии, которое сегодня импортируют. И если к 50 тысяч тонн бензола из Новополоцка, добавятся 45 тысяч тонн из Мозыря, «Гродно-Азот» будет обеспечен им полностью. Идет планомерная работа по программе, которая утверждена на техническом совете концерна «Белнефтехим» и НГК «Славнефть». До конца десятилетия предстоит вложить в реконструкцию около 240 миллионов долларов. Источником средств станет прибыль завода и кредиты. Как сообщил Анатолий Куприянов, уже получены 15 миллионов долларов кредитной линии «Беларусбанка» для комплекса алкилирования. -- Еще в 2001 году была разработана программа развития, - уточняет начальник отдела развития Игорь Головачев. -- Но весной 2003 года ее пересмотрели до 2009 года с большей привязкой к глубокой переработке. Прежде шла речь лишь о переработке нефтяных остатков. Сейчас на очереди установка алкилирования и комплекс по выделению бензола. Наши технологии с 2000 года дали рост содержания ароматических углеводородов и бензола, а нормы ЕС ограничивают его содержание 1 процентом. Вот и решили извлечь вредный компонент топлива, сделав его товарным продуктом. Завод включен в отраслевую программу кооперации: речь не только о выпуске бензола для «Азота», но и о параксилоле для «Химволокна». Программа развития предусматривает возведение и реконструкцию других установок, модернизацию парков и наливных эстакад (с июня 2003 года сырье поступает и по железной дороге, работает эстакада слива нефти, мазута и вакуумного газойля). -- Конечно, комплекс каталитического крекинга повысит качество, недаром наш девиз «От совершенства технологии -- к качеству выпускаемой продукции», -- говорит главный инженер МНПЗ Вячеслав Якушев. -- Наше дизтопливо уже вышло на европейский уровень, но этого нельзя сказать об автобензинах. На новом комплексе из гидроочищенного вакуумного газойля получим компонент автомобильного бензина с октановым числом около 93, он поможет снизить содержание ароматики в бензинах. Сейчас работаем над выбором технологии для устранения серы (ее содержание на выходе с ККК растет). Ведь 80 процентов продукции идет на экспорт, и надо быть готовыми к ужесточению в ЕС норматива по содержанию серы в бензине до 0,001 процента (или 10 ppm). Стратегическая цель -- довести до 78--84 процентов глубину переработки (уровень современного завода в Европе), наладить выпуск автобензинов с октановым числом до 98, отвечающих евростандартам, вводимым с 2005 года. В 2004 году завод намерен резко увеличить выпуск товарной продукции. Итог защиты бизнес-плана на наблюдательном совете и в концерне -- очень напряженное задание по росту товарной продукции на 116 процентов в сопоставимых ценах. Это, как признался Анатолий Куприянов, фактически превышает предел технических возможностей завода. Поэтому надо не только эффективно освоить новый комплекс, но и работать с достаточным объемом сырья, ритмично реализуя нефтепродукты. Тут многое зависит и от цен на нефтяном рынке, и от соглашения между правительствами РБ и РФ о поставках энергоносителей на 2004 год, которое должно быть подписано. Сегодня завод работает почти со всеми крупными нефтяными компаниями России. Основные партнеры – «Славнефть» и «Сибнефть» (в сумме до 3,5 миллиона тонн). 300 тысяч тонн нефти в месяц перерабатывают здесь «Славнефть» и ее дочерние структуры. Кроме того, идет сырье «ЮКОСа», «ЛУКОЙЛа», есть поставки «Роснефти» и «Русснефти». И, конечно, перерабатывается сырье «Белоруснефти». Давальческие фирмы проработали рациональную схему реализации мазута через Клайпеду. Однако новогодние праздники разладили дело. Но сейчас ритмичная работа восстановлена, прошло совещание с давальцами, и будет заключено соглашение между ними, заводом, концерном и «Клайпедос нафта». Почему беспокоит вывоз мазута? От него зависит оптимальная загрузка завода, а ведь за год на МНПЗ собираются переработать 8,5 миллиона тонн нефти (в 2003 году было 7,6 миллиона тонн). Сверхчистое топливо для Беларуси и для Европы Белорусская нефть уникальна, поскольку содержит в 2--3 раза меньше серы, чем, например, российская. В мазуте из нее -- минимум никеля и ванадия, губительных для катализатора. Поэтому новая технология была избрана именно под белорусскую нефть. -- В перспективе мы с фирмой «» поработаем над более эффективной переработкой, процесс будет ориентирован на переработку вакуумного газойля из российской нефти и мазута из белорусской нефти. Думаю, в 2005 году уже сможем работать по такой схеме, -- объясняет генеральный директор. Введенная в 2000 году установка гидроконверсии дает заводу вакуумный газойль (гидроочищенный) и печное топливо. Именно они сегодня приносят основную долю экспортной выручки. А на ККК вакуумный газойль -- сырье для выработки автобензинов. -- Если все 1,8 миллиона тонн белорусской нефти пустить на переработку по этому процессу, то ее хватит, чтобы получить бензина на 70 процентов потребности Беларуси. По обычному варианту выход автобензина из нефти -- 15 процентов, а ККК дает рост до 30--35 процентов, -- говорит Анатолий Куприянов. После замены катализатора во время капремонта установка гидроочистки дизтоплива способна дать продукт с содержанием серы 0,001 процента. К сожалению, в Беларуси нет норматива, ограничивающего выпуск топлива с высоким содержанием серы. А в Евросоюзе сейчас уже переходят на 0,001 процента по дизтопливу, для бензинов пока допускается 0,015, но с 2010 года будет не более 0,001 процента. Там налоговая система поощряет выпуск чистых нефтепродуктов. Между тем в России, Украине, Беларуси по-прежнему разрешено дизтопливо с содержанием серы от 0,001 до 0,2 процента. Содержание серы влияет на производительность и долговечность двигателей, но самое главное -- выбросы, пагубные для здоровья людей и для природы. Может, проблема еще не так остра? Но она неизбежна с ростом парка автомашин. -- Мы выпускаем экологически чистое дизтопливо, отвечающее евростандартам, и уже продаем его в Беларуси, -- заявляет Анатолий Куприянов. Где будущее становится настоящим Мы побывали на ККК, когда пусковые работы выходили на финишную прямую. Технологи -- арод суеверный и перед пуском не очень разговорчивы. Но ощущалось объяснимое напряжение заводских служб, подрядчиков, иностранных партнеров. Направляясь с начальником цеха каткрекинга Ростиславом Басиком на осмотр новой установки, мы встретили одного из ветеранов нефтегиганта -- Юрия Галочкина, который когда-то запускал в действие первую установку ЛК-6У-1. Символично, что сегодня он тоже сопричастен к пуску нового комплекса как представитель подрядчика, петербургского «Нефтехимпроекта». Процесс идет при высокой температуре и под значительным давлением. Поэтому все трубопроводы и аппараты подверглись тщательной опрессовке и каждый узел и блок был строжайшим образом проверен на герметичность и надежность. Ростислав Игнатьевич не без гордости показал операторную, где на компьютерных мониторах и на большом экране отслеживают любой из параметров процесса. Автоматизированная система управления комплексом -- заслуга службы заместителя главного инженера по КИПу, автоматизации и связи, главного метролога Вадима Садова. Участники пуска «поймали» стабильный ход подготовки к выходу продукции и старались не допустить сбоев. Внимательно следили за параметрами специалисты фирмы «UOP», обладающей лицензией на технологию. Предстояло, не сбив параметры, загрузить сырье, вписать комплекс в общую схему сырьевых и энергетических потоков завода. Вячеслав Струбчевский, начальник секции-2000: -- Впервые осваиваем такой процесс, поэтому преодолевается немало рабочих моментов. Н, несмотря на трудности, налаживаются все необходимые циркуляции, продвигаемся к получению продукта. Владимир Варенов, начальник смены из московской подрядной организации, налаживает работу секции-4000 (установки «Мерокс»): -- Эксплуатация подготовлена отлично, сюда пришли знающие ребята с действующих производств. Степень готовности нашей секции большая. Думаю, пуск идет по графику! Федор Кузьмич Собко, опытнейший старший оператор, за годы работы на заводе осваивал не одну установку. Сюда его привели не только материальные стимулы, но и понимание ценности накопленного опыта, который нужен родному заводу. Начальник цеха считает, что Федор Кузьмич как самый знающий работник должен учить и вести за собой молодых. -- Эта установка -- новое дыхание для МНПЗ, его будущее. Потому и собраны тут опытные люди с солидным потенциалом, -- говорит Ростислав Игнатьевич. -- Таких установок во всем мире немного, всего 6, -- объясняет заместитель главного инженера по процессам Василий Барабан. -- В отличие от классического варианта реакция расщепления углеводородов вакуумного газойля здесь происходит ускоренно. На любой новой установке всегда что-то совершенствуют. Вот и на нашей есть узел ввода сырья, апробированный в США, улучшено качество нефтепродуктов на выходе. Как у всякого нового комплекса -- свой характер, свои капризы при пуске, и надо найти рациональный режим работы. А это требует немалых усилий инженеров, технологов, операторов. Освоить тонкости помогла учеба, проведенная специалистами компании UOP. Группа операторов и ИТР обучалась в США в центре компании и на аналогичной установке на НПЗ в Солт-Лейк-Сити. Наконец, еще одну учебу провели накануне пуска. Зарубежные партнеры дали высокую оценку знаниям и навыкам белорусского персонала. Но по убеждению главного инженера завода Вячеслава Якушева, «опыт все же приобретается в повседневной работе». Стройка была всебелорусской Эта стройплощадка была сложной и по объемам, и с точки зрения безопасности работ: работали сразу по 600-800 человек на разных уровнях, порой в три смены и без выходных. Стройка была, можно сказать, всебелорусская, в ней принимали участие избранные на тендерной основе организации из всех регионов Беларуси -- Гродно, Гомель, Жодино, Могилев, Новополоцк, мозырские «Нефтезаводмонтаж» и «Ремспецстрой». --Хорошо зарекомендовали себя,за редким исключением, все строители, -- рассказывает Борис Миронов, начальник отдела по организации строительства дирекции строящегося ККК. -- Отлично проявил себя Белорусский союз промышленных монтажников (Гродно). Они первыми завершили и работы по договору, и необходимые дополнительные работы. В общестроительные работы наибольший вклад внесли Мозырьпромстрой и Гомельпромстрой. Хорошо поработали гродненское управление треста «Белтеплоизоляция», управление ОАО «Севзапмонтажавтоматика». Большой объем освоили монтажники ОАО «Промтехмонтаж», привлекшие на объекты МНПЗ 4 своих управления. Самая ответственная работа по монтажу оборудования и трубопроводов на основных блоках легла на мозырское МУ «Нефтезаводмонтаж». Многие сомневались, что подобное возможно в столь сжатые сроки. Строители и технологи совместно принимали решения, и в итоге успешно справились с принципиально новой задачей. Главный капитал завода -- люди -- Выполнены все обязательства по социальной сфере, закрепленные в коллективном договоре, -- говорит Анатолий Куприянов. -- Мы считаем очень важным для коллектива, особенно для нашей молодежи то, что мы не снижаем темпы и строим до 100 квартир в год. Строительство ведется только за счет собственной прибыли, и мы имеем программу по финансированию жилищного строительства из прибыли. Выделяем беспроцентные займы, стараемся для молодых работников создать благоприятные условия. Действительно, темпы возведения жилья говорят о подлинной заботе, о благополучии людей: в феврале введен 80-квартирный дом, начат 20-квартирный, готовятся строить 92-квартирный... За год на заводе много построено и в связи с пуском ККК. Появился рядом с установками новый административно-бытовой корпус. Установка каталитического крекинга -- это и создание около 100 новых рабочих мест. Кадровая основа -- опытные рабочие и инженеры с других установок. Но места на новой установке заняли и способные молодые рабочие, которых после отбора (по конкурсу!) обучили в своем учебно-курсовом комбинате и в ПТУ. -- За прошлый год реализована довольно большая программа летнего оздоровления детей на Черноморском побережье Украины, в Польше, -- рассказывает заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию Алексей Вихор. -- И в этом году социальный бюджет не меньше прошлого. Определена программа развития санатория-профилактория «Сосны» -- люди с удовольствием сюда едут. Есть доплаты для заводских пенсионеров, практически еще одна пенсия раз в квартал. Перспектива МНПЗ связана с новыми этапами реконструкции и под них приспособлена сегодня система подготовки кадров. Учитывается, сколько надо новых рабочих в связи с новым строительством и с учетом смены поколений. Сейчас средний возраст работников 38 лет. Ряды ИТР пополняются выпускниками БГТУ и Полоцкого университета. И молодые специалисты с семьей, с детьми здесь быстро могут получить малосемейку. В положении о подготовке специалистов сегодня приоритет отдан работникам завода, которые способны продолжить учебу по специальности. -- Им даем направления, -- замечает Алексей Вихор, -- но только если они перспективны, скажем, состоят в резерве на выдвижение как будущие мастера, начальники участков и др. Уже около 30 специалистов подготовили в Новополоцке. Многие хотят работать у нас, можем выбрать лучши». Пожалуй, именно сочетание сильной социальной программы с инвестициями в развитие завода и в новые технологии дает тот эффект, который делает ОАО «Мозырский НПЗ» одним из наиболее устойчивых и перспективных предприятий Беларуси. «От совершенства технологии -- к высокому качеству продукции» --таков девиз политики качества на Мозырском НПЗ. И он подкрепляется делом. -- С 2000 года на заводе действует система качества по ИСО 9001:1994, а в октябре 2003 года успешно проведен внешний аудит с переходом на новую версию ИСО 9001:2000 (орган сертификации TUV SERT, Германия); -- Прошла сертификация системы управления охраной окружающей среды по ИСО 14001, в сентябре 2003 года получены Экологические сертификаты в национальной и международной (SCG) системах. -- В 2002 году завод стал лауреатом премии правительства Беларуси в области качества, в перечень 100 лучших товаров страны вошли дизельное топливо ДЛЭЧ с содержанием серы менее 0,005 процента и топливо печное бытовое с содержанием серы менее 0,035 процента. -- С ноября 2003 года завод может производить в полном объеме дизтоплива с ультранизким содержанием серы менее 0,001 процента, что отвечает перспективным евростандартам. * * * На Мозырском НПЗ есть традиционный день рождения завода. 30 января 1975 года здесь была получена первая тонна бензина. В этом году праздник совпал с днями пуска нового комплекса, который определяет будущее предприятия. Похоже, свое 30-летие МНПЗ тоже будет встречать в атмосфере реконструкции, с новой товарной продукцией, с новыми перспективами. Это закономерно: пока продолжается развитие, продолжается жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter