"Кастрюльное" кино

В лучшие времена киностудия "Беларусьфильм" снимала до 40 фильмов в год.
В лучшие времена киностудия "Беларусьфильм" снимала до 40 фильмов в год. Теперь за тот же период здесь выпускается всего две картины, которые можно отнести к понятию "национальное кино". При этом, как ни парадоксально, имидж нашей киностудии, считавшейся одной из самых успешных в Союзе, и в СНГ остался прежним. К примеру, на недавнем кинофестивале в Рязани - городе частных кинотеатров - все билеты на фильм белорусского режиссера Александра Ефремова "Поводырь" были раскуплены еще накануне показа. Для многих поклонников киноискусства словосочетание "белорусское кино" до сих пор равнозначно определению качества. Но несмотря на свою "раскрученность", один лишь брэнд "Беларусьфильма" не может гарантировать процветание отечественному кинематографу, прочно застрявшему в реалиях вчерашнего дня.

С одной стороны, людей, обученных делать кино, у нас хватает: несколько лет назад в стране была создана национальная киношкола, обеспечившая дипломами уже несколько десятков кинорежиссеров, операторов, сценаристов и мультипликаторов. "Про что" снимать тоже вроде бы ясно: в плане киносюжетов родная история использовалась до такой степени нечасто, что вполне может стать "золотым дном" для отечественной киноиндустрии. Совсем скоро - в июле - начнутся съемки нашумевшего проекта "Анастасия Слуцкая". В процессе разработки - сценарий многосерийного телефильма о деятельности милиции во время Великой Отечественной. Объявлен конкурс на лучший сценарий отечественного телесериала... Киножизнь как будто бурлит, но очень уж "кастрюльно", территориально ограниченно.

Кино - вещь сама по себе дорогая. Сохранив довольно-таки солидные технические мощности, позволяющие выпускать 15 фильмов в год, "Беларусьфильм" не имеет средств, чтобы загружать эти мощности должным образом. Но, судя по фестивальным показам, проблему можно решить: в последнее время и Кыргызстан, и Узбекистан делают весьма достойные фильмы совместно с западными странами, охотно дающими деньги на интересные эксперименты. Почему же мы оказались среди аутсайдеров? Как было отмечено во время недавнего заседания "круглого стола" на тему дальнейшей судьбы отечественного кинематографа, в значительной степени ситуация усугубляется тем, что чиновники "Беларусьфильма" никак не могут дозреть до осознания необходимости сотрудничества с продюсерами, по старинке обижаясь на государство за мизерное финансирование. Результат закономерен: картины продаются в убыток, и нередко киностудия не находит средств даже на то, чтобы купить кассету для нового мультфильма. Поэтому на фестивали наши мультфильмы чаще всего не попадают. Хотя и здесь можно было бы неплохо зарабатывать - анимационное кино не стареет и практически везде пользуется устойчивой любовью населения. Достаточно всего лишь наладить выпуск видеокассет. Но в ближайших планах "Беларусьфильма" подобные проекты не рассматриваются.

Не видя перспектив на родине, молодые кинематографисты предпочитают заниматься творчеством за пределами Беларуси. Ольга Марченкова, известная по успешному кинодебюту "Убить лицедея", сейчас снимает телесериалы в России. Валерий Козлов три года работал в качестве ведущего мультипликатора главного анимационного проекта в Норвегии "Малыш и Карлсон"... Этот список можно продолжать - "наши", в принципе, востребованы. Но, как известно, в гостях хорошо, а дома лучше. И они возвращаются. С твердым намерением делать кино дома. Создают студию "XXI век", заявляя, что сами будут искать спонсоров и продюсеров. И кое-что у них уже получается. А "Беларусьфильм" все еще дозревает и обижается...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter