Касса… без кассира

Новыми системами продажи билетов пользуются пока 10% белорусов

Новые системы продажи билетов на междугородний пассажирский транспорт пока востребованы лишь 10 процентами белорусов

Почти всякое путешествие начинается с покупки билета. Давно миновали времена, когда приобрести его можно было только на автовокзале, приехав туда и отстояв очередь.

Сегодня можно не тратить время на поездку за билетом: свои инфокиоски АСБ «Беларусбанк» оснастил функцией продажи билетов на междугородние рейсы. Будущий пассажир выбирает в меню «купить билет на автобус», после по алфавиту находит пункт назначения, к примеру на П — Пинск. В появившихся календаре и расписании маршрутов отмечается нужный. Деньги списываются с карточки, а выехавший из лотка чек и есть билет.

Внедрение новых сервисов — дело нужное и прогрессивное. Но как утверждают специалисты, новшествами пользуются лишь около 10 процентов населения. Должно пройти время, прежде чем многие решатся совершить подобную покупку, и лишь спустя годы она станет чем-то обыденным. Живой пример — внедрение телефонистами восьмерки для звонков по межгороду. И хоть было это в далекие 80-е еще прошлого века, до сих пор находятся те, кто заказывает разговор через «барышню».

Страх перед новыми сервисами, консерватизм мышления — все это вызывает ненужные очереди, отнимает время, но привычка порой сильнее здравого смысла.

По мнению министра транспорта и коммуникаций Беларуси Ивана Щербо, для повышения эффективности перевозок и увеличения пассажиропотока необходимо внедрить новые информационные технологии, позволяющие пассажирам приобретать билеты в режиме on-line, быстрее получать информацию о возможностях транспортных компаний. В соответствии с Государственной программой инновационного развития Беларуси на 2007—2010 годы Минтранс внедряет специальную компьютерную систему централизованной продажи билетов на проезд в пассажирском транспорте.

По словам специалистов ведомства, компьютерная система, разработанная в 2006—2007 годах, позволяет не только приобрести билеты на междугородние рейсы, но и обилетить пассажиров на международных и пригородных перевозках. При этом база данных позволяет контролировать количество свободных мест в автобусах как на автовокзалах, так и в региональных центрах продаж. Кроме того, с помощью программы на автовокзалах ведется запись и хранение переговоров кассира и пассажира.

Как сообщает пресс-служба Минтранса, в нынешнем году завершается разработка пакета программ для организации расчетов посредством централизованной системы продажи билетов. Новая система обеспечит обмен информацией между пассажирскими терминалами и агентствами по продаже билетов. Теперь в систему включены не только государственные, но и частные юридические лица, оказывающие услуги по продаже билетов, а также пассажирским перевозкам.

В 2008 году компьютерная система централизованной продажи билетов на проезд в пассажирском транспорте была внедрена в столице и во всех областных городах, а также Орше, Борисове, Кличеве. В скором времени такая система заработает на пассажирских терминалах большинства райцентров страны.

Параллельно транспортники внедряют и альтернативные системы продаж. По словам министра транспорта и коммуникаций, к 2014 году в Беларуси будет внедрена система продажи билетов через Интернет на все виды транспорта. Кстати, первый билет на самолет компании «Белавиа» таким образом был продан несколько дней назад.

Еще один интересный технический проект — система автоматизированного управления движением автобусов с использованием возможностей спутниковой навигации. В конце 2008 года эта система в опытном режиме работала в Барановичах, Слуцке, Борисове, Новополоцке, Мозыре, Орше и ряде других городов. Благодаря ее внедрению экономия топлива в транспортных организациях заметно возросла. С помощью такой системы можно будет информировать пассажира о примерном времени ожидания на остановке, что особенно актуально на городских перевозках. До конца 2009 года АСУ заработает еще в 24 городах. 

Кстати

Минский метрополитен отказался от использования месячных проездных билетов в виде магнитных карточек. Их заменили бесконтактными смарт-картами. В перспективе в Минске будет единый проездной билет на все виды общественного транспорта: подземный и наземный. Предусматривается установка в общественном транспорте устройств считывания информации с проездного билета, так называемых валидаторов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter