Каспий требует особых мер

Сегодня регион, прилегающий к Каспийскому морю, превращается в узловой пункт потенциальных международных конфликтов, основу которых составляют богатейшие ресурсы Каспия.

Сегодня регион, прилегающий к Каспийскому морю, превращается в узловой пункт потенциальных международных конфликтов, основу которых составляют богатейшие ресурсы Каспия.

О своем видении проблемы обеспечения стабильности в регионе рассказывает член Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Марсел Галимарданов.

Серьезной базой для создания стабильности в регионе могли бы стать Конвенция о правовом статусе моря и создание Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) пяти государств, которые регламентировали бы все сектора сотрудничества прибрежных стран, разделяли сферы влияния и разрешали возникающие споры. К сожалению, по объективным причинам в ближайшее время невозможно закончить работу над конвенцией, в которой нашли бы свое разрешение проблемы недропользования, рационального использования и воспроизводства биоресурсов моря, охраны окружающей природной среды. 

Также не решен вопрос о создании ОКЭС и единой регио-нальной системы безопасности прибрежных стран «Касфор» – против формирования последней выступают Азербайджан и Казахстан. Следовательно, нужно разработать иные механизмы защиты наших национальных интересов и обеспечения региональной безопасности. Попробуем разобраться, какими они должны быть.

На мой взгляд, работу над конвенцией о правовом статусе Каспийского моря и над созданием совместной военно-морской группировки «Касфор» необходимо продолжить. Практически все прикаспийские страны заявляют о планах развития военно-морских сил, а Азербайджан, Казахстан и Иран активно их реализуют. Чтобы не отстать, Россия тоже должна переоснастить свою военную группировку на Каспии, активизировать контакты между ВМФ стран прикаспийских государств, регулярно проводить совместные военные учения, маневры – для приобретения опыта совместных действий. Это снизит уровень напряженности в регионе, укрепит взаимное доверие, поможет наладить оперативное межвойсковое сотрудничество. Активизацию военного сотрудничества важно проводить при взаимодействии с Ираном. Если говорить о Туркменистане, то с учетом слабой оснащенности туркменских ВМС с республикой можно обсудить создание оборонительного союза.

Активизации тесного сотрудничества с соседями в антитеррористической борьбе, борьбе с браконьерством, наркотрафиком требует и скорый уход США из Афганистана. По мнению экспертов, в регионе возможно повторение ситуации 90-х годов, когда бандформирования заполонили бывшие союзные республики. Поэтому привлечение соседей к созданию условий для безопасности на Каспии жизненно необходимо.

Поток наркотиков в Россию за последние годы удвоился, она стала главным потребителем афганского героина. Логика развития событий диктует необходимость ужесточить требования к судовладельцам и руководителям транспортных компаний по применению санкций в отношении капитанов судов, члены команд которых были задержаны за потребление либо незаконный оборот наркотиков, разработать технический регламент, предусматривающий обязательное тестирование членов судовых команд, совершающих рейсы в потенциально наркоопасные регионы, на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, определить порядок проведения с ФГУП «Росморпорт» совместных с Управлением ФСКН России профилактических мероприятий на морских судах, регулярно проводить операцию «Чистый Каспий», наладив постоянный обмен  информацией между Антинаркотической полицией провинции Гилян Исламской Республики Иран и Региональным управлением ФСКН России по Астраханской области. Организовать обмен информацией между странами «каспийской антинаркотической пятерки» по выявленным фактам в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе в отношении фигурантов, использующих в поставках наркотиков логистические компании и предприятия – участников внешнеэкономической деятельности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter