Кашляешь? Займись питанием!

В последние десятилетия хронические заболевания дыхательных путей стали всеобщим бичом...

В последние десятилетия хронические заболевания дыхательных путей стали всеобщим бичом. А корень всех этих болезней и у взрослых, и у детей один — ослабление противомикробной защиты слизистой оболочки дыхательных путей. Ведь они, ежедневно пропуская через себя огромное количество воздуха, а с ним выхлопных газов, пыли, дыма и других аэрозолей, постоянно бомбардируются целыми полчищами бактерий и вирусов. И если защитная система дает сбой, то тут уж рукой подать до хронического ринита или гайморита, тонзиллита или бронхита, а то и аллергического ринита, бронхиальной астмы. Лечатся они трудно, порой вообще не поддаются терапии. Чаще всего неэффективность лекарств объясняют повышенной агрессивностью микробов, а высокую распространенность дыхательной аллергии — активизацией клещей, проживающих в домашней пыли. Но клещ живет в бытовой пыли ровно столько, сколько она существует на свете. Почему же понятие «аллергия» существует только с начала ХХ столетия? Значит, причину надо искать не среди клещей, а среди людей. Это люди стали другими. Причем не сама их физиология, а образ жизни. Потому–то организм становится все более чувствительным к факторам, которые раньше не представляли для него никакой опасности.


Зри в кишечник!


В первую очередь изменился характер питания, его структура. Кто–то скажет: риск развития гастрита или сахарного диабета еще можно связать с неправильным питанием, но при чем здесь хронические заболевания дыхательных путей? А связь есть. И наблюдательные доктора ее заметили давно. Немецкие врачи–гомеопаты еще в конце ХVIII века утверждали: хотите найти причину хронического гайморита или бронхита — ищите ее в кишечнике. Научно доказано это наблюдение было только две сотни лет спустя, когда стала изучаться миграция лимфоцитов — клеток, несущих на себе основной груз ответственности за иммунитет на слизистых оболочках верхних дыхательных путей. Оказалось, что, прежде чем приступить к своим обязанностям, эти клетки проходят «курс обучения» либо в лимфатических структурах самого кишечника, либо в так называемых мезентериальных лимфатических узлах, соответствующих кишечнику.


Между прочим, знаете ли вы, что 78 процентов микрофлоры человека обитает в кишечнике и глотке? В кишечнике здорового человека — до 500 видов микроорганизмов, необходимых, чтобы обеспечивать клеткам полноценное иммунологическое «образование». Если микрофлора более скудная, то лимфоциты оказываются «недоученными» со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. Тем не менее простой и понятный вывод «хочешь защитить от инфекции организм — заботься о кишечной микрофлоре» — на практике полностью игнорируется.


Что значит — «заботиться о микрофлоре»? В первую очередь это значит: ее надо хорошо «кормить». Грудное молоко и даже современные детские питательные смеси содержат достаточное количество компонентов, но как только ребенок переводится на общий стол, сразу же, по мнению педиатров, начинаются проблемы, которые затем переходят и во взрослую жизнь. Дело в том, что при недостатке питательных веществ интенсивность размножения полезных микроорганизмов резко падает и свободную вакансию сразу же занимают другие — условно патогенные. Прибавьте сюда частое употребление антибактериальных препаратов, которые тоже уничтожают нормальную микрофлору. В конечном итоге микробный «пейзаж» становится столь аномальным, что даже обычная простуда не всегда может закончиться выздоровлением, а имеет все шансы перерасти в хроническую патологию, избавиться от которой в большинстве случаев просто невозможно.


«Пейзаж» после битвы


Что делать? Налегать на обогащенные продукты, например на бифидокефир? Это, несомненно, полезно, но радикально не изменит «пейзаж». Кроме всего прочего, употребляемые с пищей живые кишечные бактерии должны соответствовать генетически сформировавшейся кишечной микрофлоре. Если нет — пойдет точно такое же отторжение, как и в случае пересадки чужеродного органа. А ведь в разном возрасте кишечная микрофлора даже у одного и того же человека разная! Да, есть технологии создания аутопробиотиков. Но они слишком громоздки. Представьте: нужно взять полезные бактерии у конкретного человека, вырастить их на специальной среде в огромном количестве и вернуть «на место». Только тогда эффект будет максимален...


Более реально — подстегнуть размножение тех полезных микробов, которые еще имеются в кишечнике. Эту возможность дают пребиотики — вещества, которые входят в состав пищи, но не перевариваются в желудочно–кишечном тракте. Раньше они назывались «балластными» (мол, какая от них польза?), сейчас же рассматриваются в качестве такого же важного компонента пищи, как белки, жиры, углеводы и витамины. К пребиотикам относятся лактулоза, олигосахариды, инулин и пищевые волокна — как раз то, что необходимо для кишечной микрофлоры.


Лактулоза образуется в коровьем молоке, нагретом до температуры, близкой к температуре кипения (топленое молоко). Она служит субстратом, на котором размножаются полезные кишечные бактерии (бифидобактерии и лактобактерии).


Олигосахариды составляют важную фракцию грудного молока и предназначены для формирования нормальной кишечной микрофлоры у ребенка. Примечательно, что в коровьем молоке они полностью отсутствуют. Зато присутствуют в козьем. И этим обстоятельством объясняются его иммуностимулирующие свойства. Фармацевтические фирмы начали производить олигосахариды искусственно. В частности, большую популярность приобрели препараты, содержащие фруктозоолигосахарид. Основным потребителем таких продуктов является Япония, где самая высокая средняя продолжительность жизни.


Инулин в большом количестве присутствует в артишоках, корнях одуванчика и корнях цикория, корнях девясила, в клубнях топинамбура. Это один из лучших стимуляторов роста бифидобактерий и лактобактерий кишечника. Эксперты полагают, что ежедневное потребление инулина или подобных ему веществ (которые называются фруктанами) должно составлять от 9 до 30 граммов.


Пищевые волокна содержат преимущественно целлюлозу и гемицеллюлозу. Много пищевых волокон (2,0 — 3,0 г/100 граммов продукта) в чесноке, клюкве, красной и черной смородине, ежевике, очень много (более 3 г/100 граммов продукта) — в укропе, кураге, клубнике, малине, овсяной муке, пшеничных отрубях и сушеных плодах шиповника.


Следует отметить, что в течение последних 100 лет содержание пищевых волокон в рационе постоянно снижалось. Сейчас среднестатистический европеец съедает ежедневно не более 13 г пищевых волокон, хотя физиологический норматив — 25 — 35 г. С одной стороны, урбанизация увеличила потребление белков, крахмала, насыщенных жиров, рафинированных продуктов и снизила популярность растительной грубоволокнистой клетчатки. С другой — современные технологии в сельскохозяйственном производстве обедняют продукты питания на «балластные», а, по сути, жизненно необходимые для кишечной микрофлоры вещества. Поэтому резко возрастает роль подсобного хозяйства. Так что хочешь быть долгожителем — питайся, насколько это возможно, со своего огорода! Кстати, в Европе уже создана специальная комиссия по изучению неперевариваемых компонентов пищи и разработке их новых, удобных для практического применения, лекарственных форм.


Александр БИЗУНКОВ, ассистент кафедры оториноларингологии ВГМУ, кандидат медицинских наук.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter