Карты в руки
27.02.2004
Сегодня пластиковых карточек на руках у белорусов больше, чем мобильных телефонов - 1,14 млн. Еще 3 года назад их было всего 83 тысячи. Между тем для многих карточка (даже для тех, кто уже год получает по ней зарплату) - все еще диковинка... Первый банкомат в Беларуси появился всего 8 лет назад. В Англии с ним в 1967 году познакомились и уже давно перешли на "ты". Мы же пока только учимся общаться, с трудом осваивая новую лексику: "пин-код", "клиринг", "транзакция". А когда эта железяка "заглатывает" твою карту, все думаем об одном и том же - наверняка не вернет...
Однако, как утверждают банкиры, банкомат ошибается гораздо реже, чем человек. Он заменяет 14 кассиров. Стоит дорого (в среднем 25 тысяч долларов), зато не уходит в декрет, не требует зарплаты, у него не бывает плохого настроения, он не грубит клиентам, работает 365 дней в году и днем и ночью без отпусков и не болеет... почти. И все бы ничего, но читаешь, с какой легкостью то в Австралии, то в Америке воры списывают с картсчетов круглые суммы, и думаешь: не лучше ли хранить деньги старым дедовским способом - в кубышке? Представьте себе, потери от мошенничества в системах "Visa" и "MasterCard" превышают миллиард долларов в год (и это статистика только по опротестованным сделкам!), а число пострадавших лишь в США превышает 700 тысяч человек.
Между тем карточек в нашей стране все больше, денег на них соответственно тоже. За прошлый год с их помощью обналичено 900 млн. долларов - в 10 раз больше, чем в 2000 году. И чем больше денежный оборот, тем активнее мошенники - уже известны случаи (правда, единичные и только по международным платежным системам) воровства по карточкам. Тем не менее банкиры стоят на своем: карточка гораздо надежнее кошелька.
Не зевай!
В Германии как анекдот рассказывают реальный случай. Мужчина карточку в банкомат вставил, набрал свой секретный код, тут машина и говорит ему человеческим голосом: карточка, дескать, недействительна, назад я тебе ее не отдам, и не нажимай ты более на мне никаких кнопок, а обратись-ка, дорогой, в банк. Пока взволнованный клиент бегал за разъяснениями в банк, мошенник снял с его счета всю сумму и исчез с деньгами, карточкой и... маленьким микрофоном, который был прикреплен скотчем к банкомату. А в Штатах, говорят, ушлые русские парни до гениальности просто дурили доверчивых янки. Поставили на улице корпус от банкомата, один залез внутрь, и когда кто-нибудь пытался воспользоваться денежной машиной, просто забирал карточку. Пока незадачливые клиенты выясняли в банке, что к чему, мошенники собирали богатый "урожай" и исчезали. Самое забавное, что в этой стране высоких технологий на их крючок попадался и стар и млад. Вот уж впрямь, как говорил один английский писатель, дураков на свете больше, чем мошенников, иначе мошенникам не на что было бы жить.
У нас никаких технически навороченных ограблений пока не случалось. "В них просто смысла нет, т.к. банкоматов наперечет - полтысячи по всей стране (в Японии на 1 млн. граждан приходится более 1.000 устройств. - М.К.), - считает директор департамента банковских карточек ОАО "Белвнешэкономбанк" Олег Прохорчик. - И 95 процентов пластиковых карточек - зарплатные. На них особо не наживешься. А ради сотни долларов рисковать глупо. Если мошенники и снимают с чьего-то счета деньги, то только в том случае, когда грех не снять - когда они сами в руки плывут".
Ну вот, скажем, у некоторых граждан память девичья, так они пин-код записывают фломастером большими буквами прямо на обратной стороне карты. А это, между прочим, то же самое, что к ключам прикрепить бирку с адресом квартиры. "На днях звонит клиент и слезно умоляет поскорее заблокировать карту, - рассказывает Олег Прохорчик. - Мы его успокаиваем, мол, не волнуйтесь, без пин-кода никто не сможет ею воспользоваться. И тут выясняется: клиент заболел и отправил в аптеку маму-старушку; дал карточку, к которой скрепкой прикрепил бумажку с пин-кодом. Не успела бабуля дойти до банкомата, у нее украли и кошелек, и карточку".
Или вот еще типичная ситуация: на заводе в день зарплаты, чтобы не толпиться всем у ближайшего банкомата, снаряжают от отдела или цеха гонца, отдают ему все карточки с пин-кодами, и благородный коллега снимает наличные для всех. А порой кое-что и... для себя. К примеру, лежит на счете 200 тысяч, он 150 снял, распечатал чек, что осталось еще 50, а потом забрал и оставшееся. Приходит хозяин карточки через неделю к банкомату, уверенный, что у него еще есть заначка, и обнаруживает, что карточка пуста. Кого винит? Естественно, жуликов-банкиров.
Но больше всего проблем от того, что люди просто не читают сообщения банкомата. Нажимают кнопки, одновременно разговаривая по телефону, а потом жалуются: "Вжу-вжу-вжу, а денег не дает". Глянули бы на экран - там четко написано, что, например, неправильно набран пин-код или в банкомате недостаточно "налички". Некоторые, затребовав деньги, начинают лихорадочно рыться в сумке в поисках кошелька. Нашли, а класть-то туда нечего: пока искали, банкомат "заглотил" всю сумму, при этом аккуратно списав ее со счета. Решил, раз клиент деньги не взял, значит, "забыл" - именно так срабатывает защитная функция. Время, за которое нужно успеть забрать свои кровные, устанавливается банком. Как правило, это 30 секунд. Так что не зевайте.
Ошибочка вышла?
Впрочем, "просчитаться" может и автомат. К примеру, выдаст вместо запрошенной суммы гораздо меньшую и при этом заявляет, что рассчитался правильно... или отделается одним лишь чеком с указанием суммы, которой клиент и в глаза не видел. "К счастью, такие ситуации крайне редки, - уверяет Олег Прохорчик. - Причины, по которым машина может просчитаться, - изношенный механизм, перепад температур, слипшиеся купюры. Но если клиент действительно недополучил денег, банк проведет инкассацию банкомата и вернет все деньги на счет клиента. Как правило, вопрос решается в течение суток. Причем банк зачастую замечает "утечку" раньше, чем сам клиент - автомат тут же сообщает, что у него проблема. Просто не стоит бороться с ним за деньги, если видите, что он одну купюру выплюнул и думает, отдавать ли остальное. Не нужно тут же хватать купюры: пусть машина заглотит их и отсчитает заново".
Нередко автомат выдает деньги, но не возвращает карточку. Почему? В "Белвнешэкономбанке", к примеру, собрали коллекцию мусора, скопившегося в считывающем устройстве (ридере) одного из банкоматов. Это и ключ от гостиничного номера, телефонные карты и монеты разных стран, визитки, штрафная квитанция, лотерейные билеты, фишки "Чупа-чупс", билет в парижский "Диснейленд", немецкий гарантийный талон, палочки от мороженого, календарики, пригласительные билеты, купюры, игральные карты и даже фотография некоего Юргена Бишофа. Сами понимаете, в таком хламе не только карточка застрянет. Зачем все это суют в банкомат? Проверить, как тот отреагирует. А вдруг, дурак, деньги выдаст. Или, в крайнем случае, ответит что-нибудь. Любопытно же.
Нет, оно, конечно, приятно, что мировые достижения нынче доступны и нам. Но банковская карточка, сами понимаете, как и вилка, вещь непростая. Ею тоже нужно уметь пользоваться.
Однако, как утверждают банкиры, банкомат ошибается гораздо реже, чем человек. Он заменяет 14 кассиров. Стоит дорого (в среднем 25 тысяч долларов), зато не уходит в декрет, не требует зарплаты, у него не бывает плохого настроения, он не грубит клиентам, работает 365 дней в году и днем и ночью без отпусков и не болеет... почти. И все бы ничего, но читаешь, с какой легкостью то в Австралии, то в Америке воры списывают с картсчетов круглые суммы, и думаешь: не лучше ли хранить деньги старым дедовским способом - в кубышке? Представьте себе, потери от мошенничества в системах "Visa" и "MasterCard" превышают миллиард долларов в год (и это статистика только по опротестованным сделкам!), а число пострадавших лишь в США превышает 700 тысяч человек.
Между тем карточек в нашей стране все больше, денег на них соответственно тоже. За прошлый год с их помощью обналичено 900 млн. долларов - в 10 раз больше, чем в 2000 году. И чем больше денежный оборот, тем активнее мошенники - уже известны случаи (правда, единичные и только по международным платежным системам) воровства по карточкам. Тем не менее банкиры стоят на своем: карточка гораздо надежнее кошелька.
Не зевай!
В Германии как анекдот рассказывают реальный случай. Мужчина карточку в банкомат вставил, набрал свой секретный код, тут машина и говорит ему человеческим голосом: карточка, дескать, недействительна, назад я тебе ее не отдам, и не нажимай ты более на мне никаких кнопок, а обратись-ка, дорогой, в банк. Пока взволнованный клиент бегал за разъяснениями в банк, мошенник снял с его счета всю сумму и исчез с деньгами, карточкой и... маленьким микрофоном, который был прикреплен скотчем к банкомату. А в Штатах, говорят, ушлые русские парни до гениальности просто дурили доверчивых янки. Поставили на улице корпус от банкомата, один залез внутрь, и когда кто-нибудь пытался воспользоваться денежной машиной, просто забирал карточку. Пока незадачливые клиенты выясняли в банке, что к чему, мошенники собирали богатый "урожай" и исчезали. Самое забавное, что в этой стране высоких технологий на их крючок попадался и стар и млад. Вот уж впрямь, как говорил один английский писатель, дураков на свете больше, чем мошенников, иначе мошенникам не на что было бы жить.
У нас никаких технически навороченных ограблений пока не случалось. "В них просто смысла нет, т.к. банкоматов наперечет - полтысячи по всей стране (в Японии на 1 млн. граждан приходится более 1.000 устройств. - М.К.), - считает директор департамента банковских карточек ОАО "Белвнешэкономбанк" Олег Прохорчик. - И 95 процентов пластиковых карточек - зарплатные. На них особо не наживешься. А ради сотни долларов рисковать глупо. Если мошенники и снимают с чьего-то счета деньги, то только в том случае, когда грех не снять - когда они сами в руки плывут".
Ну вот, скажем, у некоторых граждан память девичья, так они пин-код записывают фломастером большими буквами прямо на обратной стороне карты. А это, между прочим, то же самое, что к ключам прикрепить бирку с адресом квартиры. "На днях звонит клиент и слезно умоляет поскорее заблокировать карту, - рассказывает Олег Прохорчик. - Мы его успокаиваем, мол, не волнуйтесь, без пин-кода никто не сможет ею воспользоваться. И тут выясняется: клиент заболел и отправил в аптеку маму-старушку; дал карточку, к которой скрепкой прикрепил бумажку с пин-кодом. Не успела бабуля дойти до банкомата, у нее украли и кошелек, и карточку".
Или вот еще типичная ситуация: на заводе в день зарплаты, чтобы не толпиться всем у ближайшего банкомата, снаряжают от отдела или цеха гонца, отдают ему все карточки с пин-кодами, и благородный коллега снимает наличные для всех. А порой кое-что и... для себя. К примеру, лежит на счете 200 тысяч, он 150 снял, распечатал чек, что осталось еще 50, а потом забрал и оставшееся. Приходит хозяин карточки через неделю к банкомату, уверенный, что у него еще есть заначка, и обнаруживает, что карточка пуста. Кого винит? Естественно, жуликов-банкиров.
Но больше всего проблем от того, что люди просто не читают сообщения банкомата. Нажимают кнопки, одновременно разговаривая по телефону, а потом жалуются: "Вжу-вжу-вжу, а денег не дает". Глянули бы на экран - там четко написано, что, например, неправильно набран пин-код или в банкомате недостаточно "налички". Некоторые, затребовав деньги, начинают лихорадочно рыться в сумке в поисках кошелька. Нашли, а класть-то туда нечего: пока искали, банкомат "заглотил" всю сумму, при этом аккуратно списав ее со счета. Решил, раз клиент деньги не взял, значит, "забыл" - именно так срабатывает защитная функция. Время, за которое нужно успеть забрать свои кровные, устанавливается банком. Как правило, это 30 секунд. Так что не зевайте.
Ошибочка вышла?
Впрочем, "просчитаться" может и автомат. К примеру, выдаст вместо запрошенной суммы гораздо меньшую и при этом заявляет, что рассчитался правильно... или отделается одним лишь чеком с указанием суммы, которой клиент и в глаза не видел. "К счастью, такие ситуации крайне редки, - уверяет Олег Прохорчик. - Причины, по которым машина может просчитаться, - изношенный механизм, перепад температур, слипшиеся купюры. Но если клиент действительно недополучил денег, банк проведет инкассацию банкомата и вернет все деньги на счет клиента. Как правило, вопрос решается в течение суток. Причем банк зачастую замечает "утечку" раньше, чем сам клиент - автомат тут же сообщает, что у него проблема. Просто не стоит бороться с ним за деньги, если видите, что он одну купюру выплюнул и думает, отдавать ли остальное. Не нужно тут же хватать купюры: пусть машина заглотит их и отсчитает заново".
Нередко автомат выдает деньги, но не возвращает карточку. Почему? В "Белвнешэкономбанке", к примеру, собрали коллекцию мусора, скопившегося в считывающем устройстве (ридере) одного из банкоматов. Это и ключ от гостиничного номера, телефонные карты и монеты разных стран, визитки, штрафная квитанция, лотерейные билеты, фишки "Чупа-чупс", билет в парижский "Диснейленд", немецкий гарантийный талон, палочки от мороженого, календарики, пригласительные билеты, купюры, игральные карты и даже фотография некоего Юргена Бишофа. Сами понимаете, в таком хламе не только карточка застрянет. Зачем все это суют в банкомат? Проверить, как тот отреагирует. А вдруг, дурак, деньги выдаст. Или, в крайнем случае, ответит что-нибудь. Любопытно же.
Нет, оно, конечно, приятно, что мировые достижения нынче доступны и нам. Но банковская карточка, сами понимаете, как и вилка, вещь непростая. Ею тоже нужно уметь пользоваться.