Карты в руки

Сегодня пластиковых карточек на руках у белорусов больше, чем мобильных телефонов - 1,14 млн.
Сегодня пластиковых карточек на руках у белорусов больше, чем мобильных телефонов - 1,14 млн. Еще 3 года назад их было всего 83 тысячи. Между тем для многих карточка (даже для тех, кто уже год получает по ней зарплату) - все еще диковинка... Первый банкомат в Беларуси появился всего 8 лет назад. В Англии с ним в 1967 году познакомились и уже давно перешли на "ты". Мы же пока только учимся общаться, с трудом осваивая новую лексику: "пин-код", "клиринг", "транзакция". А когда эта железяка "заглатывает" твою карту, все думаем об одном и том же - наверняка не вернет...

Однако, как утверждают банкиры, банкомат ошибается гораздо реже, чем человек. Он заменяет 14 кассиров. Стоит дорого (в среднем 25 тысяч долларов), зато не уходит в декрет, не требует зарплаты, у него не бывает плохого настроения, он не грубит клиентам, работает 365 дней в году и днем и ночью без отпусков и не болеет... почти. И все бы ничего, но читаешь, с какой легкостью то в Австралии, то в Америке воры списывают с картсчетов круглые суммы, и думаешь: не лучше ли хранить деньги старым дедовским способом - в кубышке? Представьте себе, потери от мошенничества в системах "Visa" и "MasterCard" превышают миллиард долларов в год (и это статистика только по опротестованным сделкам!), а число пострадавших лишь в США превышает 700 тысяч человек.

Между тем карточек в нашей стране все больше, денег на них соответственно тоже. За прошлый год с их помощью обналичено 900 млн. долларов - в 10 раз больше, чем в 2000 году. И чем больше денежный оборот, тем активнее мошенники - уже известны случаи (правда, единичные и только по международным платежным системам) воровства по карточкам. Тем не менее банкиры стоят на своем: карточка гораздо надежнее кошелька.

Не зевай!

В Германии как анекдот рассказывают реальный случай. Мужчина карточку в банкомат вставил, набрал свой секретный код, тут машина и говорит ему человеческим голосом: карточка, дескать, недействительна, назад я тебе ее не отдам, и не нажимай ты более на мне никаких кнопок, а обратись-ка, дорогой, в банк. Пока взволнованный клиент бегал за разъяснениями в банк, мошенник снял с его счета всю сумму и исчез с деньгами, карточкой и... маленьким микрофоном, который был прикреплен скотчем к банкомату. А в Штатах, говорят, ушлые русские парни до гениальности просто дурили доверчивых янки. Поставили на улице корпус от банкомата, один залез внутрь, и когда кто-нибудь пытался воспользоваться денежной машиной, просто забирал карточку. Пока незадачливые клиенты выясняли в банке, что к чему, мошенники собирали богатый "урожай" и исчезали. Самое забавное, что в этой стране высоких технологий на их крючок попадался и стар и млад. Вот уж впрямь, как говорил один английский писатель, дураков на свете больше, чем мошенников, иначе мошенникам не на что было бы жить.

У нас никаких технически навороченных ограблений пока не случалось. "В них просто смысла нет, т.к. банкоматов наперечет - полтысячи по всей стране (в Японии на 1 млн. граждан приходится более 1.000 устройств. - М.К.), - считает директор департамента банковских карточек ОАО "Белвнешэкономбанк" Олег Прохорчик. - И 95 процентов пластиковых карточек - зарплатные. На них особо не наживешься. А ради сотни долларов рисковать глупо. Если мошенники и снимают с чьего-то счета деньги, то только в том случае, когда грех не снять - когда они сами в руки плывут".

Ну вот, скажем, у некоторых граждан память девичья, так они пин-код записывают фломастером большими буквами прямо на обратной стороне карты. А это, между прочим, то же самое, что к ключам прикрепить бирку с адресом квартиры. "На днях звонит клиент и слезно умоляет поскорее заблокировать карту, - рассказывает Олег Прохорчик. - Мы его успокаиваем, мол, не волнуйтесь, без пин-кода никто не сможет ею воспользоваться. И тут выясняется: клиент заболел и отправил в аптеку маму-старушку; дал карточку, к которой скрепкой прикрепил бумажку с пин-кодом. Не успела бабуля дойти до банкомата, у нее украли и кошелек, и карточку".

Или вот еще типичная ситуация: на заводе в день зарплаты, чтобы не толпиться всем у ближайшего банкомата, снаряжают от отдела или цеха гонца, отдают ему все карточки с пин-кодами, и благородный коллега снимает наличные для всех. А порой кое-что и... для себя. К примеру, лежит на счете 200 тысяч, он 150 снял, распечатал чек, что осталось еще 50, а потом забрал и оставшееся. Приходит хозяин карточки через неделю к банкомату, уверенный, что у него еще есть заначка, и обнаруживает, что карточка пуста. Кого винит? Естественно, жуликов-банкиров.

Но больше всего проблем от того, что люди просто не читают сообщения банкомата. Нажимают кнопки, одновременно разговаривая по телефону, а потом жалуются: "Вжу-вжу-вжу, а денег не дает". Глянули бы на экран - там четко написано, что, например, неправильно набран пин-код или в банкомате недостаточно "налички". Некоторые, затребовав деньги, начинают лихорадочно рыться в сумке в поисках кошелька. Нашли, а класть-то туда нечего: пока искали, банкомат "заглотил" всю сумму, при этом аккуратно списав ее со счета. Решил, раз клиент деньги не взял, значит, "забыл" - именно так срабатывает защитная функция. Время, за которое нужно успеть забрать свои кровные, устанавливается банком. Как правило, это 30 секунд. Так что не зевайте.

Ошибочка вышла?

Впрочем, "просчитаться" может и автомат. К примеру, выдаст вместо запрошенной суммы гораздо меньшую и при этом заявляет, что рассчитался правильно... или отделается одним лишь чеком с указанием суммы, которой клиент и в глаза не видел. "К счастью, такие ситуации крайне редки, - уверяет Олег Прохорчик. - Причины, по которым машина может просчитаться, - изношенный механизм, перепад температур, слипшиеся купюры. Но если клиент действительно недополучил денег, банк проведет инкассацию банкомата и вернет все деньги на счет клиента. Как правило, вопрос решается в течение суток. Причем банк зачастую замечает "утечку" раньше, чем сам клиент - автомат тут же сообщает, что у него проблема. Просто не стоит бороться с ним за деньги, если видите, что он одну купюру выплюнул и думает, отдавать ли остальное. Не нужно тут же хватать купюры: пусть машина заглотит их и отсчитает заново".

Нередко автомат выдает деньги, но не возвращает карточку. Почему? В "Белвнешэкономбанке", к примеру, собрали коллекцию мусора, скопившегося в считывающем устройстве (ридере) одного из банкоматов. Это и ключ от гостиничного номера, телефонные карты и монеты разных стран, визитки, штрафная квитанция, лотерейные билеты, фишки "Чупа-чупс", билет в парижский "Диснейленд", немецкий гарантийный талон, палочки от мороженого, календарики, пригласительные билеты, купюры, игральные карты и даже фотография некоего Юргена Бишофа. Сами понимаете, в таком хламе не только карточка застрянет. Зачем все это суют в банкомат? Проверить, как тот отреагирует. А вдруг, дурак, деньги выдаст. Или, в крайнем случае, ответит что-нибудь. Любопытно же.

Нет, оно, конечно, приятно, что мировые достижения нынче доступны и нам. Но банковская карточка, сами понимаете, как и вилка, вещь непростая. Ею тоже нужно уметь пользоваться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter