О политике КНР

Карты мира и дипломатия панд

Карта мира с китайской и европейской точки зрения выглядит иначе. Не только (и не столько) в переносном, сколько в самом прямом смысле этого слова. В центре китайской карты мира находится Тихий океан, над которым нависает Срединное государство (теперь понимаете, почему «Срединное»? Потому что в центре мира) со всей мощной Азией, справа — Северная Америка. Европа? Ее нужно искать в левом верхнем углу, и с точки зрения китайской карты это (а не Россия) и есть настоящий «медвежий угол». И без медведей в общении с нашим континентом Китаю никак не обойтись.


Накануне официального визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Европу (сначала участие во Всемирном ядерном саммите, а потом посещение Нидерландов, Франции, Германии, Бельгии и — впервые в истории — штаб–квартиры ЕС) Китай подарил Бельгии двух панд. «Дипломатия панд» для Китая — проверенный временем ход: панд дарят (обычно на 10 лет, все панды мира принадлежат исключительно Китаю, даже если рождаются за рубежом, таковы правила этой увлекательной дипломатической игры) странам, отношения с которыми для Китая особенно важны. Сегодня панды временно живут в США, Канаде, Японии, Вене, всего в 47 зоопарках мира. Обратите внимание: в российских зоопарках панд нет, и до самого недавнего времени их не было в Брюсселе, номинальной столице Европы. Брюссель, Пекин и Москва — занимательный треугольник. И карта мира имеет к нему самое непосредственное отношение.


Европейские карты Китая сегодня активно обсуждают в китайской же блогосфере. Есть информация о том, что во время встречи Председателя КНР Си Цзиньпина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель последняя подарила пекинскому гостю карту Китая времен династии Цин, изготовленную в 1735 году французским картографом. Подарок китайских гостей шокировал (это если мягко сказать): на ней в состав Китая не включены Синьцзян, Тибет, Монголия и Маньчжурия, острова Хайнань и Тайвань. А ведь любого китайца в школе учат, что все эти территории исконно китайские. Поэтому самим китайцам гораздо больше нравится изданная в 1844 году в Лондоне карта, в соответствии с которой территория тогдашнего Китая составляла более 13 млн. кв. км (сейчас — 9,6 млн.). После истории с Крымом старинные карты перестали быть уделом коллекционеров, а стали любимым развлечением политиков. К тому же Европе (а еще больше США) очень хочется вбить клин между Москвой и Пекином.


Кто–то видит подобие такого клина в том, как КНР голосовала в Совбезе ООН, а потом и на обсуждении в более широком кругу по резолюции, осуждающей «аннексию Крыма» Россией. И в том и в другом случае Китай воздержался. Означает ли это, что он осуждает действия России? Конечно, нет. Это означает, что (как всегда) КНР ведет собственную игру, руководствуясь исключительно собственными интересами. У Китая ведь есть свои территориальные вопросы: Тайвань, Тибет и Синьцзян. Там референдумы недопустимы, поэтому КНР в каком бы то ни было контексте никогда не поддержит отсоединение части одного государства и присоединение ее к другому. С другой стороны, сегодня у КНР и России самые лучшие отношения практически за всю (в некоторых случаях весьма турбулентную) историю. И мысль об однополярном мире с Соединенными Штатами во главе Пекину не нравится так же сильно, как и России. Поэтому и голосовать за осуждение России он не будет.


Китай сегодня делает ставку не только на Россию (даже импорт нефти и газа у него значительно диверсифицирован), но и на Европу. Может быть, даже в первую очередь на Европу. Недавно миссия КНР при ЕС увеличена до 90 (!) человек, представительство агентства «Синьхуа» в Брюсселе — до 50 человек. Объяснение, как всегда, простое: экономика. Объем ежедневной (обратите внимание — ежедневной) торговли между КНР и ЕС достиг 1 млрд. евро. Объединенная Европа для Китая — рынок номер один. Убивать курицу, несущую золотые яйца, не в китайских правилах.


У нынешнего руководителя Китая Си Цзиньпина иной образ, чем у его предшественника Ху Цзиньтао. Товарищ Си охотно улыбается, легко переходит на английский и у него красавица жена, певица Пэн Лиюань. Миссия КНР при ЕС организует для всех желающих курсы китайской живописи и устраивает соревнования по пинг–понгу (до «дипломатии панд» была «пинг–понговая дипломатия», родоначальником которой считается Генри Киссинджер). Китай очень заинтересован в заключении с ЕС соглашения о свободной торговле. ЕС сопротивляется как может, приводя в качестве главного аргумента то, что государственные предприятия КНР получают огромные правительственные субсидии, что дает им нерыночное преимущество во внешней торговле. Переговоры идут тяжело, но настойчиво. Китайская карта мира неспешно, но меняется.


Советская Белоруссия №63 (24446). Пятница, 4 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter