Карты бывают лучше территорий

Книжный навигатор

Серж Мiнскевiч. Сад замкнёных гор. Мiнск, Галiяфы, 2011.


Cерия «Калекцыя беларускай фантастыкi» весьма актуальна, поскольку представляет современных авторов. Жанр произведений, которые вошли в книгу «Сад замкнёных гор», синтетический: тут и сайнс–фикшн, и фэнтези, и киберпанк, и антиутопия, и притча... Сам автор, принадлежащий к поколению «Бум–Бам–Лита», условно определяет жанры двух крупных текстов как квазифентези и космическое фэнтези. Местами напоминает Стругацких: странник попадает на планету, населенную дикарями. Туземец по прозвищу Розовый Аист с помощью пришельца пытается освободить свой народ от невежества и тиранической власти... Но могущественные технологии будущего, увы, не могут враз переменить низменную человеческую натуру... Написано все динамично, увлекательно, с иронией, как и обязывает жанр. Рассказы, включенные в эту книгу, — ближе к старой доброй сайнс–фикшн. Например, как школьный учитель истории Харитон Харитонович стал Хароном, то бишь членом межгалактического Ордена хранителей времени.


Мишель Уэльбек. Карта и территория. Издательство Астрель, Москва, 2011.


Я могу понять, почему в этом романе разочаровываются поклонники «Элементарных частиц» и «Платформы»: нет эпатажа, зацикленности на сексуальных проблемах, кажется, что главные герои достигли той гармонии, которая предлагалась в «Элементарных частицах», и теперь озабочены поисками духовными и философскими. Тут слышен голос более зрелого, даже несколько консервативного писателя. И я вполне понимаю тех, кто посчитал этот роман достойным Гонкуровской премии. Автор по–прежнему улавливает конъюнктуру времени, хотя исследует не секс–туризм, а современное искусство. Главный герой, Джед Мартен, прославился, фотографируя карты, затем рисуя представителей современных профессий... Его картины продаются за миллионы. Но после каждой суперуспешной выставки художник уходит на десятилетия в глубь себя и подальше от общества, фактически практикуя дауншифтинг. В романе действуют и Бегбедер (устроивший на презентации романа скандал), и сам Мишель Уэльбек, описанный достаточно безжалостно, и много других реальных персон. Чем Уэльбек все же эпатирует — описывает собственное жестокое убийство и его расследование персонажем, до боли напоминающим комиссара Мегрэ. Вообще много аллюзий на классическую французскую литературу — от Бальзака до Жапризо. Вымышленный Джед просит Уэльбека романного написать статью о своих картинах. В благодарность рисует портрет писателя, из–за которого того и убивает впоследствии маньяк, делающий картины из фрагментов трупов. Сюжет можно понять как метафору постмодернизма: расчленение настоящего для производства нового, но безнадежно мертвого. Книга эта напомнила мне нашумевший недавно фильм «Выход через сувенирную лавку» о сути искусства и общества. Уэльбек пытается заниматься футурологией, ворошит идеи утопистов. И, в общем, я не разочарована.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter