Картофельная сенсация

Настоящего художника вдохновить может что угодно

Настоящего художника вдохновить может что угодно


«Ты зацени фишку, это же шедевр!» — толкают друг дружку девчонки со смешными рюкзачками, разглядывая трехлитровую банку, оклеенную этикетками с надписью «Red bulb»... Тут же высокий джентльмен в дорогом костюме задумчиво оценивает «золотую» картофелину с тисненой пробой, водруженную на мраморный пьедестал, читает надпись («Золотой запас Беларуси») — и вдруг начинает громогласно хохотать, повторяя вслух: «Gold reserves! Gold reserves!..» Задевая друг друга локтями, будто попали в метро в час пик, многочисленные гости выставки «Арт–бульба» наперегонки достают мобильники, стараясь первыми запечатлеть нестандартные экспонаты, пока другие желающие сделать то же самое пытаются отвоевать себе местечко посвободнее... Дополняется все это густым ароматом свежеиспеченного картофеля, которым угощают в соседнем зале...


Честное слово, того, что мне довелось увидеть в галерее «Университет культуры», я не наблюдала в наших выставочных залах уже давно. А возможно, и никогда, поскольку мой личный багаж впечатлений о подобных событиях ограничивается всего лишь парой постперестроечных десятилетий... Запах картошки тут ни при чем (на других вернисажах и не с такой экзотикой сталкиваться приходилось), но кто бы мог ожидать от обычно сдержанной белорусской публики такого бурного, такого массового проявления интереса к отдельно взятому художественному проекту? Идея директора галереи Дениса Барсукова, полгода назад предложившего нашим художникам в качестве музы заурядную картошку, поначалу многим ведь казалась несерьезной. Похохатывая, мои коллеги не раз рассуждали, можно ли так буквально объединять «божий дар и яичницу»?.. Оказалось — вполне.


Близким, понятным, родным образом любимого продукта творцы вдохновились несказанно — картин и арт–объектов, рассказывает Денис, за эти полгода ему предложили столько, что даже пришлось проводить конкурс, победители которого к открытию нового выставочного сезона получили шанс увидеть свое произведение в одном из трех залов галереи «Университет культуры».


Проект «Арт–бульба» получился чрезвычайно демократичным, объединив несколько поколений: например, упомянутую мной банку в арт–объект превратил ученик Минской гимназии–колледжа Миша Олейников, а «золотой запас Беларуси» творчески переосмыслил Андрей Хотяновский, автор известной статуэтки–приза «Телевершина». Имена Виктора Тихонова, Валентина Губарева или Сергея Стельмашонка, полагаю, тем паче не нуждаются в дополнительных комментариях... Кстати, джентльменом в дорогом костюме оказался представитель ООН в Беларуси Антониус Брук — как–никак нынешний год ООН объявила Годом картофеля.


— Кто знает, если бы мой соотечественник Винсент Ван Гог был жив, возможно, он счел бы большой честью участие в этой выставке, — говорит г–н Брук. — Во всяком случае, для представительства ООН это действительно большая честь — оказать поддержку такому проекту, объединившему искусство и стратегически важный для всего мира продукт.


«Едоки картофеля», к слову, здесь также имеются — только не Ван Гога, а Александра Некрашевича, запечатлевшего на своем обличительном полотне до боли знакомых каждому дачнику–огороднику колорадских жуков. Место здесь нашлось всем — скульпторам, живописцам, графикам, дизайнерам, фотографам... И всему — буколическим пейзажам с картофельным полем по краю, ностальгическим натюрмортам с миской дымящейся картошки, хулиганским «Принцессе на картошине» и «Компасу Беларуси»...


«Это же просто картофельная сенсация!» — восклицает художник, искусствовед и участник выставки Евгений Шунейко. Тем временем я прислушиваюсь к комментариям гостей выставки: «Так мудро, так сексуально!» Ну надо же, какое разнообразие эмоций может вызвать банальная картошка...


По статистике, Беларусь входит в десятку крупнейших в мире производителей и потребителей картофеля. Неудивительно, что выбор арт–блюд в галерее «Университет культуры» получился таким разнообразным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter