Картины дорожного полотна

Возможно, в скором времени 3D–эффекты станут наблюдать не только зрители в кинотеатрах, но и... водители на трассах и городских улицах...

Возможно, в скором времени 3D–эффекты станут наблюдать не только зрители в кинотеатрах, но и... водители на трассах и городских улицах. Причем никаких специальных очков для этого не понадобится. Новые «Рекомендации по устройству структурной дорожной разметки», разработанные Госавтоинспекцией и БелДорНИИ, предусматривают так называемую псевдообъемную разметку. Ее планируют наносить возле пешеходных переходов, островков безопасности и в других аварийно–опасных местах. Что за зверь такой — «3D–зебра», поможет ли она реально снизить количество ДТП?


А в чем эффект?


— Для создания трехмерного эффекта никаких супертехнологий не нужно. Пешеходный переход и подходы к нему обозначаются обычной краской белого, желтого и красного цветов. Но рисунок делается под таким углом, что при приближении к нему водителю кажется, будто на асфальте не просто полосы разметки, а блоки, приподнятые над проезжей частью, — раскрывает суть технического решения заместитель начальника УГАИ МВД Максим Подберезкин. — Увидев такую «маркировку», человек невольно сбросит скорость.


В прошлом году в качестве эксперимента 3D–разметку сделали в трех опасных местах на трассах Минск — Гомель, Минск — Могилев и Минск — Витебск. Сейчас в Госавтоинспекции оценивают эффект. Если участники дорожного движения отзовутся положительно, новшество будут использовать и дальше, причем не только за пределами города.


Правда, большинство водителей пока не в восторге от нововведения. «Каждый день езжу по этой чудо–разметке, но что она трехмерная, стало понятно только после того, как сказали», «Видел ее на дороге Минск — Могилев уже потертой. Вообще не понял, что там нарисовано. Она хороша, только когда новая» — такими отзывами пестрят форумы. Я и сам несколько раз за последнее время проезжал 55–й километр трассы Минск — Гомель, но никак не мог понять, в чем же смысл эксперимента. Высказывают автомобилисты и мнение, что при виде объемной «помехи» у человека возникает инстинктивное желание объехать ее или резко затормозить, а это, наоборот, может спровоцировать ДТП. В общем, отзывов много, но положительных из них — единицы.


— В первый раз эту разметку не совсем правильно нанесли, получилось, что объем плохо виден, — признается старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Андрей Иванов. — Потом переделали, но через пару недель уже выпал снег, и водители снова не смогли толком ничего рассмотреть. Весной мы обновим рисунок и тогда уже посмотрим на его эффективность, проанализируем аварийность, послушаем мнения участников движения.


Больше позитива


А вот о другом новшестве программы «Взаимопонимание», пришедшей на смену «Минус 100», — «смайликах», подмигивающих с желтых глазков светофоров, — водители в большинстве своем отзываются положительно. Мол, очень позитивно. Так, может, и «зебра» на переходе должна не пугать водителей, а, напротив, радовать?


Например, благодаря канадскому художнику Питеру Гибсону обычные пешеходные переходы в Монреале превратились в арт–объекты. Огромный след от ботинка, рельсы со шпалами, шнуровка, пулеметная лента, застежка–молния, капли дождя... Чего только нет! И пусть полиция предъявила Гибсону 53 обвинения в порче дорожной разметки и выставила штраф, зато «зебры» стали по–настоящему приметными. Чтобы полюбоваться картинкой, водители теперь чаще притормаживают, а пешеходы даже и не думают переходить дорогу в неположенных местах. Получился весьма действенный способ снижения аварийности.


К тому же 3D–эффект действует только на первых порах, потом автомобилисты привыкают к нему и просто перестают обращать внимание. А на красивую картину на асфальте можно смотреть годами и не переставать восхищаться креативностью художника. Разве у нас мало талантливых людей, желающих реализоваться в масштабном проекте? Еще можно расписывать «зебры» с рекламными целями. За рубежом некоторые переходы зазывают в близлежащие салоны красоты, «продвигают» моющие средства. Есть и социальная реклама. Например, на белых полосах одного из американских переходов написаны имена жертв автомобильных аварий.


В нашей Госавтоинспекции к такому креативу относятся с большой осторожностью. В самом деле, вдруг водитель засмотрится на картинку и собьет пешехода? Но ведь цель программы «Взаимопонимание» — изменить поведение участников дорожного движения, повысить водительскую культуру, сделать так, чтобы люди больше доверяли сотруднику ГАИ, чаще шли на диалог. И помочь в этом наверняка может яркий и образный дорожный «язык».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter