Карт–бланш

Как я пыталась избавиться от мелочи в кармане

Как я пыталась избавиться от мелочи в кармане


Деньги любят счет, но проверять сдачу не отходя от кассы — сущее наказание. В спину дышит следующий покупатель, продавец выжидающе смотрит, а в самый неподходящий момент откуда ни возьмись появляется местный любитель выпить и просит подать «на хлеб». Однажды наступил такой момент и вместе с разорвавшимся от кипы десяти–, двадцати– и пятидесятирублевых банкнот кошельком лопнуло и мое терпение. Почему бы, подумалось, не расквитаться с отягощающей кошелек мелочью и не рассчитываться исключительно пластиковой карточкой?


...В маленьком магазинчике неподалеку от дома к моему эксперименту оказались не готовы. Когда здесь появится компактный мини–терминал, работающий по GSM–связи, продавцы не знают. Хотя его аренда стоит в общем–то недорого, около 90 тысяч в месяц. В метрополитене, гласило объявление, карточка могла пригодиться пассажирам лишь на станции «Площадь Ленина».


Найти терминал удалось наконец в одном из минских универмагов. Правда, пришлось для начала выстоять длинную очередь, чтобы узнать в кассе: «пластик» принимают в другом окошке. Лишь в гипермаркете у меня без проблем списали со счета 1.280 рублей за баночку йогурта и не удивились. Привыкли, наверное, к причудам покупателей. А может, и некогда было изумляться: в соседней кассе покупатель пытался расплатиться карточкой супруги. Подписи на чеке и на карточке не совпали, и продавцы оживленно обсуждали, изымать ли «пластик» или пожалеть человека. Ведь если вдруг им воспользуется воришка, компенсировать ущерб придется владельцам магазина.


В кафе обслужить меня за «безналичку» взялись с радостью. Вот только когда карточку унесли, на душе стало как–то неспокойно. Ведь расчеты неплохо бы проводить в присутствии клиента. Это значит, или вы идете вслед за официантом пробивать чек, или он приносит беспроводной терминал.


Но неужели карточки многим нужны просто для снятия денег? Во всяком случае, так мне показалось после проведенного эксперимента. Получается, теряется главное преимущество «пластика»: вместе с карточкой мы носим с собой купюры, которые можно потерять, «наличку», в конце концов, могут украсть. Во многом останавливает то, что не везде карточкой можно расплатиться даже за дорогой товар, что уж тут говорить о небольших покупках. Например, в знакомом многим минчанам торговом центре «Импульс» карточку не принимают ни в одной из 400 точек. Зато снаружи у банкомата нередко собирается внушительная очередь.


В чем же дело? В Министерстве торговли привели исчерпывающую статистику: лишь около 20 процентов торговых точек и заведений питания оснащены оборудованием для расчета банковскими карточками. Почему предприниматели не спешат перейти на безналичный расчет с покупателем?


— Невыгодно, — говорят в торговом доме «Рамонак». — Любой зарубежный терминал будет стоить в 3 раза дороже самого кассового аппарата. Да и аренда может за год не окупиться.


— Расходы действительно довольно ощутимые. Надо ведь не только приобрести терминал за 1.000 долларов и системный кассовый аппарат за 350 долларов, — подтверждает Андрей Новиков, заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли. — Дополнительных затрат потребует оплата за каналы связи и тарифный эквайринг — банковская комиссия, которая взимается с торгового объекта за обеспечение транзакций.


Такие высокие цены оправданы тем, что в основном на рынке представлены импортные терминалы. А как же наше, белорусское? Самое интересное, что они есть, но... пылятся на складах предприятия, которое их выпустило! Ответа на вопрос, почему так получилось, мне на заводе средств комплексной автоматизации так и не дали. За комментариями пришлось обращаться в объединение «Торгтехника», которое намерено в будущем выпускать платежные терминалы.


— Банки не работают с оборудованием, которое не принимает международные пластиковые карточки Visa и MasterCard, а для него необходимо получить международный сертификат, — ответили там. — Но сегодня в Беларуси, как, впрочем, в России и Украине, аккредитованной лаборатории, которая могла бы выдавать свидетельства, нет, а получать его за границей — слишком дорого.


Конечно, можно было бы создать платежную систему только для нашей страны, тем более что по программе «БелКарт» такие банковские карточки выпускаются. Однако их эмитировано на порядок меньше, чем Visa и MasterCard. А ограничиваться только внутренним рынком специалисты считают нецелесообразным.


С другой стороны, показателен опыт ЗАО «БиСмарт», где за 8 лет изготовили более 2.000 терминалов. Все они выпускались под заказ и были установлены в разных регионах страны. На предприятии работали с многими банками, которые позже переориентировались на международные терминалы. «Пусть бы во всех кассах магазина стояло отечественное терминальное оборудование и один международный терминал для иностранцев. Ведь большая часть выпущенных у нас карточек — зарплатные, они не нуждаются в международной сертификации», — такой позиции придерживаются на «БиСмарт». Довольно логичное обоснование: своя продукция, не уступающая по качеству зарубежной, должна работать, а не занимать место на складах, не правда ли? К осознанию того, что надо действовать сообща, хочется верить, все же придут со временем все заинтересованные стороны.


Но никуда не денешься, несмотря ни на что, рост безналичных платежей наблюдается и тенденцию специалисты считают положительной.


— За последние годы мы прошли путь, на который Европа потратила десятилетия, — заверил Сергей Писарик, заместитель председателя правления ОАО «АСБ Беларусбанк», пластиковые карточки которого есть у каждого второго трудоспособного белоруса. — Сейчас доля безналичных в общем объеме платежей по карточкам составляет около 15 процентов. 48 операций из 100 проводится в безналичном порядке.


....В супер– и гипермаркетах все плюсы расчетов по пластиковым карточкам уже оценили. Во–первых, подсчитано, что с ними покупатели тратят денег в среднем на 30 процентов больше. Во–вторых, потихоньку входит в обиход система скидок. И рост прибыли тоже не заставил себя долго ждать: выручка увеличилась на 25 процентов.


Развитие сегмента, утверждают аналитики, сдерживает пока крупные покупки. На рынок за новой шубой или диваном мы все еще отправляемся с туго набитым кошельком. Но и здесь ситуация должна измениться. Скоро пластиковые карты начнут принимать, например, в «Ждановичах». Уже теперь компактными мини–терминалами оборудовано около 9 тысяч торговых точек. Охотнее стали устанавливать GSM–терминалы и в торговых центрах, особенно в магазинах известных брэндов. Вероятно, в будущем возможность расплатиться «пластиком» станет показателем надежности и стабильности как для магазинов, так и для покупателей.


Компетентно


— У нас культура платежей сформирована пока в пользу бумажных купюр. Пересчитал наличность и знаешь, сколько потрачено и сколько осталось, — говорит заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства торговли Андрей Новиков. — С карточкой все иначе. Впрочем, в последнее время появилась возможность в режиме реального времени контролировать свой счет с помощью таких услуг, как SMS–банкинг и мобильный банкинг. Но быстро ломка потребительского сознания произойти не может. В Европе «пластик» начали внедрять еще в 1980–х, а у нас — лишь в 2003 — 2004 годах. Возможно, не везде есть необходимость в карточке. Обойтись без нее можно, скажем, в небольшом сельмаге вдали от автомагистралей. Зато, например, для ресторанов высшей наценочной категории и «люкс» наличие GSM–терминалов обязательно.


Справка «СБ»


На 1 января этого года, по данным Нацбанка, в обращении находилось более 6 миллионов банковских пластиковых карточек, а платежные операции с помощью «пластика» проводились в 13.608 организациях торговли и услуг. В основном были эмитированы международные Visa и MasterCard, а также национальные карты по проекту «БелКарт». К 2011 году доля безналичных расчетов, запланировано, достигнет 30 процентов.


Кстати


До поры до времени во Франции по безналичному расчету приобретали в основном солидные покупки. Чтобы расплатиться за утреннюю газету и прочесть ее за чашечкой кофе, искали «медяки» по карманам. Пока для «мелочных» расчетов специально не ввели так называемые MONEO–карточки. Положить на счет можно не более 100 евро, зато авторизации не потребуется. Не надо расписываться или вводить пин–код — быстро и удобно.


— На Западе банки не проводят с помощью «пластика» платежи на небольшие суммы, им это невыгодно, — рассказывает заместитель председателя правления Беларусбанка Сергей Писарик. — Как альтернатива появились системы микроплатежей из разряда WebMoney или «Яндекс. Деньги». По сути, это электронные деньги, которыми можно рассчитываться в обычных или интернет–магазинах. Правда, серьезные сомнения вызывают соблюдение анонимности и слабая степень защиты. У нас же потребитель может оперировать как тысячами, так и более крупными суммами. Поэтому вряд ли в Беларуси MONEO–система получит распространение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter