Карманный завод институту не в тягость

Ученые БГУ создали «Мультирол» - отечественный комплекс средств ухода за всеми типами мягких контактных линз

Вообще-то, ученые Научно-исследовательского института физико-химических проблем Белорусского государственного университета, создавшие «Мультирол» — замечательный отечественный комплекс средств ухода за всеми типами мягких контактных линз, исповедуют, если так можно выразиться, экономический плюрализм. То есть они не считают, что нужно любой ценой вытеснять с рынка все импортные аналоги. Да, белорусские растворы для очистки, промывки, дезинфекции, ферментной очистки и хранения линз, капли для увлажнения глаз на десятки процентов и даже в несколько раз дешевле, однако ни в чем не уступают по качеству и удобству при использовании. По некоторым же позициям, например по антиоксидантным компонентам, благодаря которым предотвращается развитие многих офтальмологических заболеваний, они превосходят лучшие зарубежные средства. Но у покупателя, если он не стеснен в средствах, все же должна быть возможность выбрать то, что нравится, к чему он привык. Стало быть, на аптечном прилавке, считают ученые, должно присутствовать и то и другое.

Увы, столкновение с реалиями жизни показало, что о белорусских перспективах зарубежных средств университетским химикам беспокоиться как раз-то и не стоило. Препятствия, как ни странно, возникли на пути импортозамещающего продукта, которому на государственном уровне вроде бы должен даваться зеленый свет. «Мультиролу», за несколько лет завоевавшему благодаря высокому качеству и низкой цене примерно 10 процентов белорусского рынка, сегодня трудно претендовать на более серьезное присутствие. Почему? 

— Судя по цифрам, динамика у нас вроде бы неплохая, — замечает заведующая сектором средств медицинского назначения НИИ физико-химических проблем БГУ Наталья Бирюкова. – Если в 2005 году мы в лабораторных условиях выпустили и реализовали офтальмологических средств на 35 миллионов рублей, то в минувшем – на 122 миллиона.  Это небольшое производство, пока в пределах 7 тонн в год, но мы могли бы многократно увеличить объемы, если бы не ряд обстоятельств. Больше всего мы пострадали от принятых в 2005 году мер по ограничению размеров оптовой и розничной надбавки. Авторы хотели как лучше, то есть чтобы не взвинчивались цены, а получилось, что пострадали, как правило, отечественные производители, такие, как мы, предлагающие более дешевый товар. Все кабинеты контактной коррекции и другие юридические лица, с которыми у нас были договоры, от нашей продукции отказались, так как они вынуждены теперь думать о том, чтобы получить больше денег с каждой единицы товара. Арифметика тут простая. Если флакончик нашего средства стоит в аптеке 6 тысяч рублей, а импортного – 18 тысяч, то легко догадаться, с какого из них продавцу выгоднее брать положенные ему 35 процентов надбавки и какую продукцию он будет рекламировать в первую очередь. А в результате постоянно переплачивать приходится покупателю. 

Много неудобств возникает и из-за двойственного статуса самого производителя. Ведь это вроде бы обычная научная лаборатория, но занимается она промышленным выпуском продукции. Стало быть, и бухгалтерские требования к ней, как к заводу, планирование соответствующее, хотя финансовая отчетность института, в составе которого она остается, на этот режим не рассчитана. Нет возможности взять на работу нужных специалистов, так как не позволяют штатное расписание, тарифные ставки. Нельзя наладить прямые финансовые взаимоотношения между авторами разработки и теми, кто ее реализует. Проблему можно было бы снять, выделив решением Совмина эту и другие подобные группы в самостоятельные производственные структуры при институте, но все попытки добиться такой реорганизации, что теоретически, вообще-то, возможно, ни к чему не привели. К тому же в университете нет и необходимых площадей, которые потребуются при такой структурной перестройке. 

Не проходит и вариант с организацией унитарного предприятия, так как слишком малы для этого объемы производства и прибыль. По этой же причине группу не берут и в технопарк БГУ. Становиться же частной структурой создателям и производителям «Мультирола» не позволяет то, что и авторские права, и торговый знак, и все лицензии,  регистрационные документы принадлежат НИИ ФХП БГУ. Да, родной институт мог бы разрешить частному малому предприятию производить продукцию по лицензии, но это для новоявленных предпринимателей было бы слишком рискованно. Ведь можно потратиться на дорогостоящее оборудование, наладить производство, сбыт, а через пару лет по чьей-то прихоти все права с легкостью потерять. 

Так, может быть, не стоит мучаться и передать производство «Мультирола» какому-нибудь крупному заводу? Спасибо, не надо, говорят ученые. 

— Наш опыт свидетельствует, что отдать подобную разработку в чужие руки – это почти гарантия того, что ее загубят, — говорит Наталья Бирюкова. – Поэтому мы продолжим заниматься не только наукой, но и производством, то есть как бы не своим делом, и в то же время не будем терять надежды, что решение острой проблемы найдется. Это необходимо сделать, так как речь идет не о частном случае, а о типичной ситуации. Выстраивая инновационную систему, следует обратить внимание на становление таких малых производств, которым даже в отдаленной перспективе нет необходимости вырастать до масштаба крупных предприятий. Мы, например, можем полностью удовлетворить потребности республики в средствах ухода за контактными линзами и даже организовать экспорт, оставаясь на этих же скромных лабораторных площадях и имея не 4 человека в своем составе, как сегодня, а, скажем, на два-три больше, и организовав работу в полторы смены.

Как считают ученые, нужно лишь дать возможность институтам без лишней волокиты формировать в своем составе производственные структуры для освоения новинок, обеспечивать им доступ к венчурному финансированию, которое, будем надеяться, у нас появится. Это позволит белорусским исследователям реагировать на капризы рынка не хуже, чем их зарубежным коллегам. 

Что же касается реализации наукоемкой продукции, как, впрочем, и любой другой, то следует создавать условия для того, чтобы выгода продавца не зависела от цифр на ценнике. Вот тогда более дешевый импортозамещающий отечественный товар будет попадать в руки покупателя в первую очередь и без всякого административного принуждения.

На снимке: ведущий научный сотрудник НИИ ФХП БГУ Валерий СОКОЛОВ, младший научный сотрудник Янина КОМАРОВСКАЯ и заведующая сектором средств медицинского назначения Наталья БИРЮКОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter