Участковый врач из несвижского агрогородка Сейловичи ходит в парилку в лаптях

Карету мне! Скорой помощи

ПРОЕЗЖАЯ мимо амбулатории в Сейловичах, глазам не поверила: во дворе стоит натуральная карета скорой помощи! Хотя, если быть точной, она больше напоминает кибитку. Как признался автор этого необычного транспортного средства, врач общей практики Игорь ЛУКАШЕНКО, вдохновляли его кинофильмы и старые хроники. Он своими руками собрал чудо-транспорт на основе старой телеги. Впрочем, это далеко не единственный уникальный экспонат, получивший вторую жизнь благодаря доброму доктору.



Колесо фортуны

Старинная телега с дубовыми осями превратилась на подворье Игоря Альфредовича в элегантную скамейку. Еще один повидавший виды возок он трансформировал в украшение на клумбе. Материалы и недостающие детали для реставрации? Все искал самостоятельно, по крупицам собирая детали к этому историческому «пазлу». 

Кстати, если немножко покопаться в истории, выяснится, что сама служба экстренной медицинской помощи — сравнительно недавнее изобретение. В крупных городах «неотложки» появились только в конце XIX века, после пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года. Сотни пострадавших не смогли в тот день самостоятельно добраться до больниц. Поэтому такую службу создали в самые кратчайшие сроки. В то же время сконструировали специальные экипажи, в которых можно было перевозить лежачих больных. Эти полностью закрытые повозки на конной тяге получили название «карета скорой помощи». Вскоре их заменили автомобилями, но словосочетание оказалось устойчивым и сохранилось даже спустя сто лет.

Подобные той, что появилась в Сейловичах, «кареты», возможно, использовали врачи во время Первой мировой, а позже Гражданской войн. Не исключено, что нечто подобное было и в обиходе партизан во время Великой Отечественной. 

Врач Лукашенко – старожил здешних мест, 27 лет на одной должности. Вспоминает, что в первые годы его работы гужевой транспорт еще был в ходу у сельских медиков:

— В то время участок, который обслуживала Винклеровская участковая больница, был довольно обширным — более сорока деревень и даже часть Городеи. Медучреждение размещалось в лесу возле Сейловичей. Лишь позже амбулаторию врача общей практики перенесли в населенный пункт. Автомобилей поначалу в нашем рабочем «гараже» не было, только лошадь и конь. Медики на подводах выезжали на участок к тяжелобольным, подвозили продукты, помогали роженицам, патронажная сестра осматривала маленьких детей. Существовала такая практика примерно до 1970-х годов. 

Конечно, сейчас санитарный транспорт у местных медиков уже не в ходу. Игорь Альфредович с помощью еще одного отреставрированного предмета утвари обустроил возле амбулатории стоянку для велосипедов. Для этого сгодились конные грабли для сгребания сена.

Из бабушкиного сундука

— А сами вы на коне? — интересуюсь у врача.

— В детстве я часто проводил время у бабушки с дедушкой в деревне Погородно Вороновского района, там научился запрягать и ездить на лошади еще в школьные времена. Кстати, когда взялся за реставрацию, пришлось освоить и кузнечное дело — на домашней наковальне могу при необходимости и ось поправить, и плуг. 

От амбулатории переходим на личное подворье Лукашенко, которое тоже не заметить невозможно. Баня здесь снаружи выглядит как этнографический музей: одна стена полностью отдана старинной утвари. Здесь и вазы, и части ткацких станков, прялки, маслобойки, элементы конской сбруи и многое другое. Здесь есть специальный замочек для спутывания коня, который можно открыть без ключа.

— Мне интересно, как жили наши предки в прежние времена, в чем готовили, стирали наши бабушки и дедушки, — описывает свою коллекцию доктор, демонстрируя старинные утюги на углях. — От бабушки с дедушкой привез многие вещи. В этой огромной корзине, возможно, меня маленького качали. Хотя у нее могло быть и другое предназначение. В свое время подобные емкости привязывали к потолку и хранили в них сало, чтобы крысы до него не добрались. 

Участковый врач бывает почти в каждой семье, поэтому, зная о его увлечении, нередко односельчане дарили уже ненужные вещи, которые получали вторую жизнь в руках мастера. Как именно использовали некоторые инструменты, пришлось узнавать у старожилов. К примеру, в свое время Лукашенко даже завел овец, чтобы своими руками изготавливать натуральную шерсть.

— Есть, к примеру, специальные ножницы, распределяющие шерсть волнами, из пуха можно позже сделать подушки или одеяла, — делится своими находками собеседник. 

Молочные ванны и бамбуковые веники

Настоящая любовь врача — русская баня. В нее он вложил немало труда, специально покупал приспособления, позволяющие трансформировать помещение, экспериментировать с влажностью и температурой. А в предбаннике у него — старая емкость для молока, из тех, что прежде использовались на фермах. В перспективе с помощью элементарного змеевика с изрешеченным мелкими отверстиями шлангом планирует превратить свою «молочную» ванну в джакузи — это реально, если пустить воду под давлением или кислород. Ну что за чудо — всему находит применение! А уж сколько фишек для оздоровления в парной у Игоря Альфредовича! 

Во-первых, в парилку и после нее он надевает настоящие лапти. Это природный антисептик, а кроме того, раньше берестой лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Такая домашняя обувь сохраняет тепло, избавляет от мозолей, трещин на ступнях, а также снимает усталость. Правда, в наше время найти их непросто, но на выставках народных мастеров все же встречаются. Лапти хозяин подвязывает резинками, чтобы не спадали.

Мочалка здесь тоже непростая — лыковая. Подобные продают в хозмагах для побелки. Правда, приходится доставать из них сердцевину.

Много экспериментировал доктор и с вениками. В результате остановился на экзотических бамбуковых, причем двух видов. Но они длинные — как распаривать? В итоге приспособил под это дело старинную маслобойку: она узкая и высокая. Использует врач и другие растения, например, березу и мох. Ведь не зря в войну вместо бинта применяли сухой мох — он хорошо дезинфицирует и впитывает влагу.

— Может, вы и травы заготавливаете?

— Собирать растения нужно с умением и в определенное время. У меня есть сушилка. Когда в перестроечные годы были перебои с лекарствами, сами выращивали пустырник и валериану. А мой сын Виталий заведует аптекой в Столбцах, по возможности изучает и свойства растений.

Кстати, по сведениям Игоря Лукашенко, в центральной аптеке Несвижа хранятся бумаги, принадлежавшие ни много ни мало аптекарю князя Радзивилла. По возможности их планирует изучить и сам доктор. Хотя далеко не ко всем рецептам народной медицины он относится с пиететом. К примеру, в народе считали, что язвенную болезнь можно вылечить капустным соком. На деле же нужна машина капусты, чтобы это подействовало. Есть и много противопоказаний у некоторых трав, о которых люди не подозревают. К примеру, березовый лист при заболеваниях почек принимать нельзя. Некоторые современные лекарства «работают» куда эффективнее.

Приходите за здоровьем в… сарай

Еще одно увлечение Игоря Альфредовича — ландшафтный дизайн и экологически чистое огородничество. Минимум химии — максимум натуральных средств. Например, против тли применяет хозяйственное мыло. Вредителей на его участке отпугивает и полынь, котовник используется против кротов. Жена увлекается астрологией, поэтому все высаживают, ориентируясь на лунный календарь. И клумбы у них нестандартные — много туй и самшита, необычных скульптур, есть искусственный водоем с живой рыбой и множество фонариков. Кстати, в прошлом году приусадебному участку семьи Лукашенко присудили второе место в районном смотре-конкурсе по благоустройству населенных пунктов. 

Не раз отмечали на подобных конкурсах и местную амбулаторию врача общей практики.

Доктор переживает за своих пациентов:

— Меня настораживает, что больше становится болезней, которые появляются из-за ограничения физической нагрузки. Люди меньше работают физически. 

В Сейловичах постоянно работает общественная баня — врач сумел убедить в ее сохранении руководство местного хозяйства. Кроме того, в своем сарае Игорь Альфредович оборудовал небольшой спортзал с велотренажером, бильярдом, теннисным столом, борцовской грушей и даже портативным тиром. Этот увлеченный человек, как оказалось, еще и кандидат в мастера спорта по пулевой стрельбе.

— Лишь тот достоин жизни и свободы, / Кто каждый день идет за них на бой, — цитирует Игорь Лукашенко любимые строки из Гете.

Напоследок 53-летний врач раскрывает главный секрет своей бодрости и интереса к жизни: гармоничная семья. Именно дом для него — оазис спокойствия и красоты.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter