Людей, путешествующих в автодомах и прицепах-дачах, с каждым годом становится все больше

Караван, караван, я поеду в Амстердам

Караванер — совсем еще непривычный «зверь» на белорусских дорогах. И все же людей, путешествующих в автодомах и прицепах-дачах, с каждым годом становится все больше.
Караванер — совсем еще непривычный «зверь» на белорусских дорогах. И все же людей, путешествующих в автодомах и прицепах-дачах, с каждым годом становится все больше.  Чтобы узнать, каково это — странствовать на колесах, корреспондент «Р» на день отправилась в кемпинг возле озера Селява Крупского района. 

9_автодом - 500.jpg


В автодом Виктора Орабея заходим, как в квартиру: обувь оставляем на улице. Помещение небольшое — примерно 6—7 метров в длину и два — в ширину. Зато «нашинковано» под завязку — два раздельных спальных места, душ, кухня с плитой и холодильником. «Все нужное под рукой, — проводит экскурсию хозяин. — Говорят, жены некоторых караванеров умудряются в таких условиях даже котлеты на ходу жарить. Моя, правда, не пробовала, все же на трассе «дом» можно разгонять до 100—120 км/ч, и пассажиры должны сидеть пристегнутыми». В остальном же караванинг — полная свобода, замечаю.


Виктор соглашается: «В прошлом году собрались с детьми в Германию. За несколько дней до поездки заглядываю в Интернет: в Германии — +5, в Италии — +18. Маршрут поменяли. Все быстро и просто: билеты сдавать не нужно, к гостиницам мы не привязаны. Долго, правда, пришлось ждать, чтобы стать караванером. Начинал я с прицепа-дачи, который купил в 45 лет». 
Виктор рассказывает, что удовольствие это не из дешевых. В среднем прицеп-дача стоит четыре тысячи долларов, а автодом — сорок. 


«Мужчины — те же дети, только игрушки у них подороже, — говорит зашедший в гости караванер Олег Лунгул. — Свои автодома мы постоянно совершенствуем. Я вот, например, поставил спутниковую тарелку, солнечную батарею. А приятель разрисовал «квартиру», как деревенскую избушку — кот у него на завалинке «сидит», куры «бегают». Говорит, когда едет по Европе, все оборачиваются и показывают «о’кей». 


Проходим в кабину, смотрю на «пробег» и удивляюсь. Виктор ловит мой взгляд: «За два года — 50 тысяч километров. Обычно, когда путешествуем, в день проезжаем 1000—1200 км. На самом деле это не очень много, вон товарищ из Благовещенска как-то приехал из России в Беларусь, преодолев 11 тысяч км. 


— По Европе с автодомом путешествовать очень легко, — продолжает разговор Олег. — Например, возле Венеции находится около 20 кемпингов, да и на заправках у них есть специальные места для такого транспорта. 


В Беларуси и России караванеры тоже останавливаются на заправках. Правда, на участках для фур. При этом стараются парковаться возле видеокамер, чтобы не обокрали. Воры часто запускают в салон усыпляющий газ, затем забирают технику и деньги.


Выходим из автодома, Олег рассуждает: «Те, кто хоть раз путешествовал «на колесах», не променяют такой отдых ни на пароходы, ни на самолеты».
— Я бы с вами не согласилась, — доносится женский голос из соседнего прицепа-дачи. 


И тут же мужской ответ: «Вика, я тебя еще уговорю в Прибалтику с прицепом съездить». 


Подхожу к хозяевам, представляются — Дмитрий и Виктория. Рядом с их прицепом навес, под ним столик со стульями — своего рода мансарда. Здесь и разговариваем. «Люблю рыбалку с ночевкой. Когда спать в палатке надоело, купил маленький прицеп-дачу. Позже мы поменяли его на семейный длиной 5,5 метра. Но из-за наших ухабистых дорог в какой-то момент он начал прогибаться, пришлось перейти на вариант 4,5 метра».


Экскурсия по мини-дому занимает минуты две. «Спальня, кухня, уборная, — показывает Дмитрий. — Для путешествий по стране достаточно. Кстати, для белорусов автодома и дачи-прицепы пока диковинка. Вот не поверите, но когда проезжаем мимо деревень, люди бросают все дела и бегут к дороге, посмотреть на «хату на колесах». 
А в Европе к такому жилью привыкли. Дмитрий вспоминает: в Польше во время ЧМ по футболу не мог припарковаться ни в кемпинге, ни на заправке — все места были заняты. Даже фирмы-продавцы такого жилья стали временно сдавать его напрокат. 


Караванер рассуждает: «Прицеп-дача — вещь хорошая, вот только когда его покупаешь, главное узнать, не попадал ли он в аварию — из-за любого столкновения стены такого «жилья» могут сместиться, и крыша начинает протекать. А если так, то в дождь и снег «квартира» намокает и сыреет. Как-то наш старый прицеп за осень-зиму из-за влаги «поправился» на 500 килограммов. За лето просох — и снова стал весить привычные 900. 


— Ну и еще важно не потерять прицеп при движении, — дополняет Олег Лунгул. — А то всякое бывает. Как-то ехали караваном из шести машин, и у друга, который шел первым, полетело крепление, соединяющее прицеп-дачу с джипом. Так он даже не заметил, что «хвостик» укатил в поле. Хорошо, что мы сзади ехали. В итоге пришлось приятелю три часа дежурить возле прицепа, пока мы нашли машину, чтобы отвезти его в ремонт. 


Дмитрий не сдерживает улыбки: «Мелкая неурядица. Все равно не сравнится со свободой, которую дают тебе автодома и прицепы-дачи». 

В ТЕМУ

Скорее всего, первыми в мире караванерами были цыгане, которые приспосабливали для жизни конные экипажи. В Европе дома на колесах появились примерно в 1930-х годах, когда особо рьяные любители путешествий начали разрабатывать дома-автоприцепы для своих машин. Одним из первых сделал для себя такое жилье немец Альфонс Хюмер, а уже в 1958 году его холдинг «Hymer» наладил массовое производство автофургонов, в которых могли одновременно с комфортом странствовать несколько человек. 

КСТАТИ

Сейчас в Беларуси работают 17 кемпингов, к 2015 году в разных регионах страны стоянок для автодомов и домов-прицепов должно стать более 30. Строить их в основном будут возле рек, озер и транзитных коридоров, популярных у туристов городов, например, Мира, Несвижа. Для сравнения: в Европе работают 26 тысяч кемпингов, их годовой оборот — 450 миллионов евро.

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА
panteleeva_katya@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter