Источник: Знамя юности
Знамя юности

Действуя с изуверской жестокостью, гомельские спортики совершили несколько десятков тяжких преступлений

Каратели из картеля

В прошлом году «Знаменка» писала о задержании в Гомеле так называемых спортиков – молодых людей, которые, действуя по найму, жестоко наказывали розничных наркокурьеров («Очень жуткое кино» в номере за 20.10.2022). Недавно приговор вступил в законную силу. Журналист «Знаменки» узнал подробности громкого уголовного дела, сюжет которого напоминает сценарий сериала с той разницей, что это абсолютно реальные события наших дней.

На скамье обвиняемых оказались 14 человек. Половина из них не достигли совершеннолетия

 Наркоторговый дом

Прологом к истории, поражающей звериной жестокостью персонажей, стала другая криминальная эпопея. В ее основу легли 500 томов уголовного дела, следствие по которому длилось два года. Масштабы вполне закономерны, ведь наркобизнес – это гигантская корпорация с разветвленной сетевой структурой, подразделения которой отвечают за отдельные направления деятельности. Тот самый пресловутый спрут, раскинувший щупальца по всему миру. И Беларусь, увы, не исключение.

В начале года МВД сообщило о выявлении преступной организации Scorpion, действующей на территории России и Беларуси. При этом в наших регионах работали отдельные наркомаркеты – фактически филиалы картеля. По размаху деятельности они способны конкурировать с торговыми компаниями. Сотни тысяч долларов в обороте и штат сотрудников, в котором есть свои отделы кадров, финансов, маркетинга и рекламы, логистики и сбыта. В них каждый занят своим делом: будь то подбор и вербовка закладчиков, курирование их работы, администрирование каналов и чатов в Теlegram, контакты с потребителями, контроль за оборотом безналичных платежей и вывод средств, в том числе через криптовалюту, сбор информации о конкурентах.

В конце июля участники одного из таких наркошопов предстали перед судом Советского района Гомеля. Члены ОПГ, большинство из которых не знали друг друга, проживали в Гомеле, Минске, Витебске и Бобруйске. Руководил всеми 30-летний безработный, получавший приказы из головного офиса.

Старший прокурор отдела прокуратуры Гомельской области Жанна Дударева рассказала:

– Исходя из сумм проводимых операций, на момент ликвидации магазин зарабатывал около 60 тысяч долларов в неделю. За весь период деятельности, а это около года, руководитель получил около 300 тысяч долларов, которые были выведены из его криптокошелька в криптовалюте.

По приговору суда 11 человек были признаны виновными и получили сроки от 10,5 до 16 лет лишения свободы. Но если эти люди никому не причиняли физического вреда напрямую, то стоявшие особняком в иерархии наркобизнеса спортики – совсем другая история.

Для расправы потерпевших заманивали в глухие места

 Курьеры шалят

В какой-то момент в отлаженной системе наркосбыта начались сбои. Покупатели все чаще жаловались на «ненаходы» – отсутствие товара в местах, указанных при покупке. Либо же эффект от употребления был не тот, на который они рассчитывали.

Проблемы исходили от низшего звена – закладчиков, повадившихся присваивать доверенное им зелье. Или же химичить, разбавляя (и без того далекий от стандартов качества) порошок солью, мукой, другими сыпучими веществами схожей консистенции. «Сэкономленный», то есть украденный, товар курьер мог продать самостоятельно, положив все деньги в карман, употребить лично или с друзьями. Единичные инциденты переросли в устойчивое явление. Дошло до того, что некоторые закладчики изначально устраивались, чтобы кинуть наркошоп.

Организаторам такая тенденция очень не нравилась. Возникла необходимость в службе безопасности, а по сути – команде, призванной обеспечить жесткую дисциплину. Так на теневую сцену вышли спортики – крепкие парни, не отягощенные высокой моралью. Как, впрочем, и все причастные к наркобизнесу.

Работа не пыльная, но кровавая

Вербовали спортиков так же, как и закладчиков, – через Telegram. Некоторые в поисках легких заработков предлагали услуги сами. Спортивное прошлое и регалии хоть и приветствовались, но непременным условием приема на работу не являлись. Главное – готовность безжалостно избивать, калечить и мучить того, на кого укажут.

Увы, таких парней – с виду обычных, но имеющих садистские склонности – в Гомеле оказалось достаточно. А если быть точным – 14 человек. В основном – учащиеся лицеев, колледжей и безработные. Среди тех, кто имел легальный заработок, – бармен, грузчик мебельного магазина, рабочие двух заводов и сельхозпредприятия. Некоторые не достигли совершеннолетия, в то время как старшему исполнилось 27. В прош­лом он уже отбывал наказание, однако не только вновь взялся за старое, но и вовлек младшего брата.

Большинство обвиняемых жили в одном из поселков под Гомелем и были знакомы. Поэтому действовало сарафанное радио: кто-то узнавал о непыльном способе заработка от товарищей и решал, что тоже так сможет. К слову, за каждую акцию исполнители получали в среднем по сто рублей. Ради этой суммы они превращались в зверей и заведомо рисковали свободой.

Ни капли жалости

Информацию о том, кого и как именно нужно наказать, присылали заказчики. Ведь еще при «трудоустройстве» по требованию наркошопов будущие курьеры отправляли фотосканы паспортов с пропиской. Достоверность данных проверялась разными способами. От кандидата могли потребовать записать видео, на котором он заходит в дом и квартиру по адресу, указанному в документе.

Караулить у подъезда жертву не требовалось. Закладчиков просто заманивали в ловушку, указывая глухое место, где якобы нужно забрать очередную оптовую партию товара. А там их уже ждали спортики. Исполня­я заказ, они не знали пощады. Практически всех жертв избивали до крови, а некоторых – до потери сознания, зачастую ломали кости. Во время экзекуций в ход шли деревянные биты, арматура и цепи. Могли поджечь одежду, облить зеленкой, обрезать волосы. Не говоря уже о таких «мелочах», как разбитие окна или поджог двери в домах штрафников.

Во время экзекуций в ход шли биты, арматуры, перцовый газ
 
Происходящее всегда снималось на телефон – непременное требование заказчика и условие оплаты. Шок-контент был не только отчетом о выполненной работе, но и наглядным пособием для устрашения других закладчиков. В закрытых чатах им демонстрировали, что произойдет при попытке обмана. Позже эти записи покажут в суде. Отвратительные кадры участникам процесса пришлось смотреть несколько часов. То, что вытворяли обвиняемые, шокировало даже адвокатов. Некоторые из них отворачивались от экрана, закрывали глаза и уши. И было чего ужасаться.

«Чайки» в поиске

В правоохранительные органы по очевидным причинам потерпевшие не шли. Но один из них после расправы оказался в больнице. Врачи, видя криминальный характер травм, как положено в таких случаях, сообщили в милицию. Сперва молодой человек рассказал, будто его избили хулиганы за грубый ответ на просьбу закурить. Мол, сам виноват и заявления писать не буду.
 
Истина прояснилась после того, как к оперативникам попало видео. На нем потерпевший под градом сып­лющихся ударов пытался убедить истязателей в том, что делал закладки там, где велели. Примечательно, что в некоторых случаях закладчики действительно могли быть непричастны к пропаже товара.

Все дело в «чайках». Так на жаргоне прозвали наркопотребителей, которые рыскают наудачу в местах предполагаемых закладок. Периодически находят и воруют, тем самым подставляя курьера. Однако ни владельцев наркошопов, ни спортиков такие нюансы не волнуют. Разби­раться, устанавливая истинных виновников, никто не собирался. За каждую пропавшую порцию това­ра курьер отвечал головой. В прямом смысле слова.

Роль второго плана

Впрочем, и сами спортики не гнушались обманывать заказчиков. В одном из случаев, не найдя нужную жертву, они решили разыграть спектакль, попросив стать его участником уличного бомжа (которому, к слову, представились сотрудниками милиции). От бродяги требовалось изобразить страдания, пока его будут бить. За актерское мастерство обещали гонорар. Сниматься в странном кино бомж не захотел. Но его отказа не приняли и стали нещадно молотить. В придачу забрали медное кольцо и паспорт, тем самым пополнив список будущих обвинений дополнительными составами преступлений.

В общей сложности от рук спортиков пострадали полтора десятка горе-наркодилеров. На момент рас­смотре­ния дела некоторые из них уже сами отбывали сроки по 328-й статье УК. Среди потерпевших оказались несколько девушек. Одной из них на момент расправы исполнилось всего 15 лет. Вторая была беременна, о чем и сообщила мучителям. Но это несчастную не спасло. Кроме избиения ее ограбили, а также совершили насильственные действия сексуального характера.

Сели надолго

Просуществовала зондеркоманда неполные четыре месяца в период с февраля по июнь прошлого года. Действовали в основном в Гомеле и его окрестностях. Пару раз выезжали в другие города. В частности, в Бобруйск. Расследование этого эпизода было выделено в отдельное производство. К моменту, когда бравых молодчиков начали задерживать целыми группами, они совершили несколько десятков преступлений.

Прокурор отдела прокуратуры Гомельской области Виталий Асадчий, который поддерживал обвинение в суде, рассказал:

– Изначально часть фигурантов во всем сознавались. Но в последующем они изменили показания и стали отрицать участие в организованной преступной группе. Однако на тех самых видеозаписях слышно, как от потерпевших требуют извиниться перед наркошопом и обещать впредь работать честно. Несмотря на то что голоса были изменены с помощью компьютерных программ, фоноскопические экспертизы все расставили по местам и позволили провести идентификацию.

Кто-то из обвиняемых и вовсе пытался выставить себя идейным противником наркотиков. Дескать, такими суровыми мерами по отношению к распространителям они боролись с засильем дурмана. На вопрос, что мешало сдать дилеров милиции, ответа, конечно, не нашлось. Россказни о благородных мотивах не прокатили.

Даже в день приговора молодчики держались с напускной бравадой, смеялись, шутили и хорохорились друг перед другом. Признаков рас­каяния в их поведении не было. И лишь когда прозвучали сроки – от 7 до 15 лет лишения свободы, парни стали меняться в лице. Похоже, лишь тогда до них дошло, что, безжалостно ломая чьи-то кости, они сломали и собственные судьбы.

СКАЗАНО

Андрей Насытко, начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома:

– За восемь месяцев по линии наркоконтроля возбуждено 452 уголовных дела. При этом почти 100 преступлений были совершены в составе организованных групп. Из незаконного оборота изъято около 40 килограммов психоактивных веществ. Основные источники сбыта – виртуальные площадки. Установлено и задержано 70 активных участников преступной деятельности, связанной с реализацией запрещенных веществ посредством интернет-магазинов. Любой, кто так или иначе связан с деятельностью сетевых наркомаркетов, должен понимать, что рано или поздно за это придется отвечать по закону.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Меньшее по масштабам, но словно написанное под копирку уголовное дело рассмотрено судом Мозырского района. На скамье обвиняемых оказались пятеро молодых людей. Трое из них на момент преступлений не достигли совершеннолетия. По стандартной схеме не в меру энергичные юноши подрядились в наемники. Недобросовестных закладчиков заманивали в лес и наказывали, используя биту, перцовый газ и даже «расстрел» из пневматического пистолета. За выполнение заданий мозырские спортики получили около четырех тысяч рублей. Однако радости грязные деньги не принесли. По приговору суда преступники проведут в колониях от 10 до 13 лет.


Фото «Гомельскай праўды» и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter