Каратэ–до... и после

Против лома есть приемы
Против лома есть приемы

«А ты всегда на интервью из Новополоцка в Минск ездишь?» — спросил я у чемпиона Европы по шотокан каратэ–до в разделе «Индивидуальное кумитэ» Виталия ДЬЯЧКОВА. Его предложение самому прикатить в столицу на встречу оказалось, признаться, неожиданным. Равно как неожиданным показался мне и его ответ на вопрос. «А это первый раз, — улыбается Виталий. — Дебют, можно сказать». Довольно странно, надо заметить — поводов «засветиться» у него было всегда много. Например, в 1997–м, когда Дьячков в Германии стал чемпионом мира в командном кумитэ. Но тогда популярность как–то умудрилась обойти его стороной. Зря, между прочим, ибо Виталий очень интересный человек.

— Расшифруй–ка сначала, что такое индивидуальное кумитэ?

— Есть еще командное кумитэ. Это что–то вроде старинной народной забавы «стенка на стенку». Команды выстраиваются друг напротив друга, и спортсмены по очереди проводят поединки. А в индивидуальном кумитэ каждый дерется сам за себя. В шотокане это происходит в единственной, абсолютной категории, где тебе может встретиться спортсмен едва ли не вдвое тяжелее и значительно выше тебя. К слову, моя первая серьезная международная награда — «бронза» на чемпионате Европы по шотокан каратэ–до в Португалии в 1995 году — была добыта именно в командных соревнованиях.

— Сколько лет ты к тому времени занимался?

— Я поздно пришел в каратэ — начал заниматься в 21 год. Я сам родом из России. А в Новополоцк к сестре приехал — она здесь, в Беларуси, замуж вышла. Так и остался... Я ведь давно хотел каратэ заниматься.

— А что тебе мешало осуществить свою мечту в Перми?

— Тогда в СССР запрет на каратэ был. В Перми были достойные специалисты, но их школы закрыли, а многих тренеров попросту посадили. Например, Владимир Илларионов — наставник моего тренера — в свое время отсидел за любимое дело. Запрет сняли лишь в конце 1989 года.

— Но ты ведь сказал, что заниматься начал еще до снятия запрета. Подпольно, что ли?

— Нет, тогда уже шла перестройка, разрешили йогу, ушу, айкидо... Я приехал в Новополоцк и случайно обнаружил, что здесь можно тренироваться. Именно из–за этого и остался!

— А как получилось, что в Беларуси сохранилась сильная школа, если во всем Союзе каратэ было запрещено?

— Сохранили люди... Тренировались незаконно, с постоянным риском попасться. Например, моего тренера Александра Кожемякина — одного из основоположников каратэ в Беларуси — в свое время даже изгоняли из города. Серьезно, ему было запрещено въезжать в Новополоцк, приходилось жить и работать в деревне.

— А откуда у тебя любовь к экзотическому для тех времен виду спорта? Фильмы?

— Конечно! С них все и начиналось. Брюс Ли, «Пираты ХХ века»... Смотрели на героев, направо и налево разбрасывающих врагов, хотелось быть хоть чуть–чуть похожими на них... Хотя каратэ и само по себе очень увлекательный спорт: техника, философия, психология...

— Кстати, не находишь, что в наше время психологический или тем более философский аспект при выборе того или иного вида спорта зачастую учитывается в последнюю очередь, а единоборства и вовсе рассматриваются с точки зрения «как с наименьшими проблемами начистить физиономию»?

— Сейчас у многих на первом месте действительно стоит желание окрепнуть, научиться защищаться, а при необходимости, как говорится, и в морду дать. Но здравомыслящий человек никогда не станет учить детей применять боевое искусство в реальной жизни. На могиле основателя каратэ Гичина Фунакоши, кстати, написано его самое известное изречение: «Каратэ и агрессия несовместимы».

— Неужели и тебе никогда не приходилось выносить свои знания и умения за пределы спортивного зала?

— Скажу честно: ситуации бывают разные. Но я всегда до последней возможности стараюсь урегулировать конфликт мирным путем. Каратэ — это воинское искусство, но его философия прежде всего подразумевает почитание старших, дисциплину и самоконтроль в жизни, уважение к своим противникам.

— В последнее время складывается впечатление, что из воинского искусства каратэ, не без помощи телевидения, превращается в некое... шоу, что ли. Не поэтому ли меняется и контингент занимающихся?

— В Японии каратэ, дзюдо, айкидо, кендо входят в школьную программу. Брюс Ли, на котором выросло мое поколение, был великим мастером. Во всех отношениях. Помимо эффективных приемов на экране, он нес в массы идею, философию. А у того же Ван Дамма отношение к каратэ совершенно иное. Прагматичное, что ли, коммерческое. Все, что он делает и что делается вокруг него, — шоу. И вся техника его — тоже шоу. То, что он делает в кино, и то, что вообще сегодня показывают в кино, «работает» только там. С практической точки зрения, с точки зрения каратэ как боевого искусства и как спорта весь этот киношный «балет» не имеет никакого смысла.

— Другими словами, если вывести друг против друга, например, тебя и Ван Дамма, то ставить следует отнюдь не на голливудского здоровяка?

— Про себя говорить не буду, но суть верна. Ведь, помимо техники и мышечной силы, в каратэ важен и психологический настрой на поединок. Если он есть, то разница в силе, в классе — не такой уж и решающий фактор. Но факт остается фактом: одно дело показывать на экране эффектные приемы и совсем другое — реальный поединок, тем более если на кону стоит жизнь или честь. То же самое относится и к поединкам на соревнованиях: ты готовишься к ним, отрабатываешь какие–то подходы, комбинации. Но они вполне могут не работать в уличном поединке.

— Получается, что каратэ к реальной жизни применимо слабо и против лома приема по–прежнему нет?

— Тому, кто постоянно тренируется, легче находить «приемы против лома». Да и вообще проще ориентироваться в нестандартных ситуациях. К тому же, помимо боевой техники, существуют стороны каратэ, которые вполне применимы и к реальной жизни. Например, та же медитация, настройка на поединок. Она мне очень помогает подготовиться к какой–нибудь важной встрече, принятию решения и вообще отдохнуть после трудного дня.

— Выходит, не жалеешь, что в свое время выбрал каратэ? Вид–то не самый оплачиваемый и популярный...

— Очень популярный, но с коммерческой точки зрения совершенно нераскрученный. И деньги в него никто вкладывать пока не хочет, поэтому и рекламы практически нет. Соответственно, нет и весомых гонораров. И в олимпийскую программу мы никак попасть не можем. Но я все равно не жалею. Любимое дело есть любимое дело. У меня и дочка старшая сейчас увлеклась каратэ. Раньше фигурным катанием занималась, но постоянные падения и травмы отбили у нее всякое желание возвращаться на лед. Каратэ, как ни парадоксально это прозвучит, менее травматичный вид...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter