О фильме Жоры Крыжовникова "Самый лучший день"

Караоке-life

По всему видно, что Жора Крыжовников (в миру Андрей Першин) неравнодушен к попсе. Его новый фильм «Самый лучший день» нашпигован знакомой попсой, как новогодняя буженина морковкой с салом. Однако если сказать честно, в буколическом контексте этого фильма всем изрядно поднадоевшие шлягеры не только не раздражают, но даже как–то по особенному открываются с другой стороны. Чего здесь только нет: Дмитрий Нагиев заводит публику под хиты Григория Лепса и народную «Батарейку», Михаил Боярский, фехтуя на шампурах, почти фальцетом выводит «Мама Люба, давай», Инна Чурикова ностальгически и проникновенно распевает «Колыбельную медведицы». Постановщик небезызвестных «Горько!» и «Горько! 2» знает толк в медиаконъюнктуре. Расхожий интерактивный прием телевизионных программ и новомодных спектаклей, когда требуется включить в шоу–игру зрителей, в «Самом лучшем дне» становится чуть ли не доминирующим приемом. Именно для этого и герой Нагиева прямо в зрительный зал обращается: «Ну а вы, чего не поете?», для этого внизу идут титры со строчками знакомых хитов. Прием работает. Зрители уходят в караоке, как в сладостную воронку. А один номер вызывает просто лавину зрительского обожания. Это снятый одним кадром I Will Survive Глории Гейнор в исполнении любимой актрисы и жены режиссера Юлии Александровой. Чем–то этот коронный номер был похож на музыкальный клип, как если бы его сделали на знаменитое некрасовское стихотворение о той женщине, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит. Именно так поступает героиня Ю.Александровой: сначала она легко и артистично проходит сквозь горящий дом, а потом не менее артистично прыгает прямо на пожарную машину, а там уж понеслось. Драйва у нашей актрисы будет побольше, чем у харизматичной американской дивы.

Еще заметно, что автор оптимистической комедии обожает игру и дает вдоволь ею насладиться своим актерам. В каждом кадре видно, как самозабвенно купаются в своих ролях Инна Чурикова, Елена Яковлева, Михаил Боярский, не говоря уже о Дмитрии Нагиеве, чей незадачливый милиционер стал, похоже, народным героем. Жора Крыжовников любит многое: голливудское кино 40 — 50–х, индийский Болливуд, Рязанова, Данелия и Гайдая, мюзиклы и классический театр. Например, Александра Островского, пьеса которого «Правда — хорошо, а счастье лучше» и дала повод для этого фильма.

По сути, Крыжовников поставил сказку со всеми традиционными атрибутами. Все персонажи расставлены с педантичной точностью. Главный герой, как водится в сказках, дурачок–простачок, в меру смекалистый, в меру добрый, которому и выпадает в конце настоящее счастье. И невеста, которой предстоит пройти свои медные трубы, хороша, не по годам мудра, терпелива. И змея подколодная — искусительница, роковая барышня, разъезжающая в шикарной машине, квартирующая в шикарном особняке, норовит непьющего милиционера напоить, соблазнить и выбросить (в этой роли снялась прима группы Serebro Ольга Серябкина). И маманя милиционера, хитрющая, обаятельная, чем–то напоминающая Бабу–ягу из доброй сказки. Но не был бы то Жора Крыжовников, если бы за всем сказочным антуражем не просматривалась самая разреальная действительность, которая угадывается во всей этой маразматической круговерти. Получилось все в одной упаковке: лирика, комедия, гротеск, буффонада. Утрированная действительность вызывает улыбку, смех и сострадание. Все в этом фильме указывает на народную комедию. Правда, к счастливому финалу, где влюбленные нашли друг друга, почему–то надо было резко перескочить из лета в Новый год, где все поцелуи идут на фоне снега, петард, салютов. А если внимательно присмотреться, то получилась–то совсем и не комедия, а настоящая драма. Когда точки над «i» расставились, то экран превратился в зеркало, а мы увидели себя.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 7 (24889). Пятница, 15 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter