Карамельки просятся к соседям

Антидемпинговые меры против украинской карамели приостановлены

Но их там почему-то не очень хотят видеть…

Любители сладкого хорошо знают, что на прилавках отечественных магазинов представлен широкий выбор кондитерской продукции из соседних стран – России, Украины и Польши. Причем цены на нее, в частности на конфеты, не сильно отличаются от цен на аналогичную продукцию белорусских кондитерских фабрик. Однако рыночная торговля далеко не всегда гарантирует зарубежным и отечественным кондитерам конкуренцию на равных, когда покупателя «подкупают» не столько качеством, сколько ценой.

Пример тому – ситуация, сложившаяся на отечественном рынке сладкой продукции в минувшем году, когда тонны неоправданно дешевой украинской карамели угрожали подорвать позиции собственных производителей. Совет Министров в данных условиях был вынужден принять специальное постановление о введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь. Антидемпинговые пошлины, введенные тогда государством, коснулись импорта трех украинских производителей – ЗАО «Житомирские ласощи», Харьковской бисквитной фабрики и выросшей за неполный десяток лет крупнейшей европейской корпорации «Рошен». К примеру, в 2008 году предприятия «Рошен» реализовали в России, Казахстане, США, Канаде и ряде других стран, включая Беларусь, продукции более чем на 850 млн. долларов.

Очевидно, что такого рода ограничительные меры даже ради защиты интересов собственных производителей не способствуют укреплению торгово-экономических отношений между соседними странами. На карамель, не содержащую какао, пошлины составляли 11,76 процента от таможенной стоимости, на какаосодержащую продукцию – 23,9 процента.

В начале октября белорусское правительство приняло постановление № 1268, в котором содержится решение о приостановке действия антидемпинговой пошлины на карамель трех украинских предприятий-экспортеров. В частности, данный документ предусматривает, что украинские производители в течение трех лет возьмут на себя «ценовые обязательства по поставкам карамели на территорию Беларуси по ценам не ниже нормальной цены этого товара». При соблюдении оговоренных условий антидемпинговая пошлина в отношении карамельной продукции этих украинских предприятий применяться не будет. Белорусская сторона в свою очередь будет контролировать выполнение ценовых обязательств кондитерской корпорацией «Рошен», а также ЗАО «Житомирские ласощи» и Харьковской бисквитной фабрикой. Впрочем, Министерство иностранных дел Беларуси вправе вновь применить антидемпинговую пошлину, если на отечественном рынке украинские карамельщики продолжат прежнюю практику.

Редакция «Р» попросила высказать точку зрения относительно условий конкуренции на внутреннем рынке с предприятиями-импортерами соседних стран начальника управления продаж СОАО «Коммунарка» Дмитрия Шульгу (на снимке вверху):

— Еще год назад засилье импорта давало о себе знать и отрицательно сказывалось на объемах продаж, в частности карамели. Сегодня ситуация выравнивается и покупатель может выбирать не только по цене, но и по качеству, которое у кондитерских предприятий нашей страны традиционно высокое. К примеру, мы не пошли, как многие зарубежные кондитеры, на замену натуральной начинки в карамели. Хотя многие российские производители придерживаются другой практики и работают исключительно с готовыми массами. Когда зарубежные коллеги слышат, что в состав наших конфет входит какао-масло, то у них округляются глаза – ведь это основной показатель натуральности продукта. Они давно уже работают с заменителями какао-масла, к примеру кокосовым, чтобы удешевить продукцию.

Конечно, государство оказало нам поддержку, и после решения правительства даже большие магазины, гипермаркеты, начали отводить под белорусские кондитерские изделия лучшие торговые места. Зайдите в любой заграничный магазин – там вся продукция местных предприятий на виду, на расстоянии вытянутой руки, а у нас там годами лежали «Марсы» и «Сникерсы». Я наблюдал в Германии, что на самом видном месте возле расчетных касс лежит местная кондитерская продукция, а не из других стран Евросоюза. Все остальные производители опускаются на полки пониже, поэтому мы добиваемся такого же к себе отношения на внутреннем рынке. Конечно, атака украинской корпорации «Рошен» с карамелью была направлена на слом статус-кво белорусского рынка, хотя бы за счет того, что их продукция преимущественно премиум-класса. Случись это — пострадали бы интересы не только кондитерской фабрики «Коммунарка», но и других белорусских отраслевых предприятий. Мы ведь не случайно согласовываем между собой ценовую политику на все виды продукции. Сохраняя качество и натуральность изделий, мы формируем рынок так, чтобы дойти до каждого покупателя. 

Вполне резонный вопрос: а почему, коль мы работаем на рынке, да еще и соседи, Украина не допускает к себе белорусские кондитерские предприятия? Мы хотели недавно организовать выездную торговлю в Украине, чтобы жители соседней страны попробовали нашу продукцию, но нас через границу не пропустили. Мы хотели завезти на дегустацию продукцию наших коллег – фабрик «Спартак» и «Слодыч», но украинский рынок и для них закрыт. Это притом, что для нас открыты российский, американский, польский, азербайджанский рынки. И даже испанские представители проявили интерес к нашим изделиям. Конечно, «Рошен» поломал российский и даже азиатский рынки. Мы не собираемся поступать аналогичным образом, но хотим, чтобы и нашу продукцию знали в Украине. К примеру, мы можем производить в смену 15 тонн натуральной карамели, а вскоре запустим еще одну карамельную линию. Я думаю, что в этом основная причина опасений наших соседей.

На снимке внизу: продавцы Наталья ЖЕНТКОВСКАЯ и атьяна ШУЛЯК в фирменном магазине СОАО «Коммунарка».

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter