Карабах — ещё один конфликт со странностями

Обострение конфликта в Нагорном Карабахе затронуло всё постсоветское пространство

Обострение конфликта в Нагорном Карабахе затронуло всё постсоветское пространство, включая Беларусь. Объявленное 5 апреля прекращение огня в течение суток номинально соблюдалось. Однако за это время стороны наносили друг по другу удары не менее 115 раз, обвиняя друг друга в нарушении перемирия. Пока ситуация всё ещё не разрешилась, я хотел бы обратить внимание на некоторые «странности» конфликта и его потенциальные международные последствия, которые могут затронуть Беларусь


Нагорный Карабах. Фото: dt.ua

Странный конфликт

Особенности нынешнего обострения конфликта в Нагорном Карабахе состоят в следующем.

1. Обострение началось во время отсутствия в Армении и Азербайджане глав государств, которые 2 апреля ещё находились в США. То есть, конфликт начинали некие не идентифицированные до сих пор субъекты, самовольно развязавшие стрельбу и/или самовольно отдавшие приказ о наступлении. 

2. Пропагандистские машины Армении и Азербайджана оказались готовыми к обострению конфликта. Причём, в Армении СМИ и комментаторы были даже более мобилизованы и готовы, включились очень динамично и жёстко. Стороны раздувают ненависть друг к другу, способствуя углублению конфликта. Армянская сторона при этом явно недооценивает возможности азербайджанской армии и переоценивает собственные возможности.

3. Несмотря на активную работу пропагандистских машин, стороны не уделяют особого внимания борьбе мнений вокруг вопроса о главном инициаторе конфликта. То есть, стороны не стремятся свалить вину за начало конфликта на другого. Особенно это касается позиции Азербайджана, который рассматривает свои действия как направленные на восстановление собственной территориальной целостности и по этой причине в любом случае справедливые.

4. Конфликт вспыхнул в преддверии трёхсторонней встречи министров иностранных дел Азербайджана, Ирана и России, на которой должна обсуждаться координация действий сторон в сфере нефтедобычи, а также в преддверии заседания Евразийского межправительственного совета в Ереване (перенесён в Москву).

При этом механизм эскалации конфликта основывается на том, что:

1. Армянская сторона по внутриполитическим причинам не может отдать Карабах Азербайджану. Скорей она будет вынуждена вести конфликт «до последнего», в том числе — при необходимости пытаться задействовать механизм ОДКБ.

2. Азербайджанская сторона, по большому счёту, не видит смысла в прекращении конфликта до того, как её полный контроль над Карабахом будет восстановлен. Азербайджан явно превосходит Армению по военному потенциалу и имеет за плечами активную поддержку Турции при дистанцировании России от конфликта и явном отказе Москвы поддержать в нём Армению.

Системные международные последствия конфликта

Обострение конфликта на Кавказе приведёт к ряду международных последствий.

1. Под вопрос будет поставлено развитие южного сухопутного коридора Экономического пояса Шёлкового пути, что сильно ударит по интересам Китайской Народной Республики.

2. Будут созданы предпосылки для замораживания в регионе европейской инициативы «Восточное партнёрство», реализация которой в условиях войны двух её участников друг против друга будет едва ли возможной.

3. Если азербайджанская сторона перейдёт, как она и объявила ранее 5 апреля, к наступлению на Степанакерт, а армянская сторона начнёт полномасштабные боевые действия со своей территории, ситуация может перейти под компетенцию Договора о коллективной безопасности. Учитывая явную недооценку сил азербайджанской армии со стороны Еревана, это может привести к поражению армянской стороны и задействованию ей положений о коллективной обороне. Что поставит партнёров Армении по ОДКБ перед непростым выбором. Это может привести в том числе к фактическому распаду ОДКБ.

Кто выигрывает от эскалации в целом?

1. Как минимум два из трёх системных международных последствия конфликта (номер 1 и 2) полностью устраивают Россию. Последствие номер 3 устраивает одни фигуры в руководстве России и не устраивает другие.

2. Системное международное последствие 3 полностью устраивают Турцию и Азербайджан. Последствие 2 является безразличным для Турции и приемлемым, хотя и неблагоприятным, для Азербайджана.

3. Вероятность полномашстабной войны между Турцией и Россией, как и прежде, равна нулю. По нашей оценке, интересы режимов в Анкаре и Москве во многом совпадают, а эскалация между двумя странами является во многом фиктивной (о чём в этом блоге писалось ранее). 

4. США, безусловно, утрачивают рычаги влияния на ситуацию. Интересы их союзников — ЕС и Китая — в регионе сильно подорваны. Критика со стороны Баку в адрес США в марте 2016 г. за недружественные действия при голосовании в ПАСЕ по январской резолюции о ситуации в Нагорном Карабахе, возможно, скрывала более фундаментальный сдвиг настроений в руководстве Азербайджана. В январе-феврале 2016 года звучали многочисленные косвенные свидетельства о том, что январская резолюция ПАСЕ по Нагорному Карабаху была отклонена во многом благодаря усилиям заместителя помощника госсекретаря США Виктории Нуланд. Госдепартамент в феврале отказался отвечать на вопросы журналистов об этом событии. Трудно отрицать то, что подобный шаг, вкупе с критикой в адрес Баку по вопросу нарушения прав человека, подталкивает Азербайджан к более тесному союзу с Российской Федерацией.

5. Армения пока выглядит проигрывающей стороной. Россия не поддержала её в конфликте, поскольку хочет сохранить свой статус сопредседателя Минской группы ОБСЕ (впрочем, уже во многом скомпрометированный продажей оружия обеим противостоящим сторонам). Встреча глав правительств ЕАЭС в Ереване тоже не состоится. Впрочем, нельзя исключать и какого-то варианта размена, который бы подтолкнул Ереван смириться с нынешними тенденциями. 7 апреля Дмитрий Медведев будет в Ереване, а затем — в Баку.

Что будет дальше?

Судя по тому, что участники переговоров Минской группы ОБСЕ в Вене, оперативно приняли решение усилить наблюдение за ситуацией на местах, сопредседатели сохраняют заинтересованность в скорейшем прекращении огня. При этом, поскольку стороны конфликта так и не декларировали каких-либо внятных целей, а продолжали действовать в режиме «перемирие нарушено (не так уж важно, кем) и мы обязаны регировать», надеяться на достижение однозначных жёстких договорённостей вряд ли приходится. Конфликт, возможно, затихнет на некоторое время, но затем опять возобновится. 

Некоторые комментаторы считают, что для дальнейшего решения проблемы требуется, во-первых, назначение нового, честного и незаинтересованного посредника в ситуации (такого, как, например, Евросоюз); во-вторых, больший учёт мнения и воли населения самого Нагорного Карабаха. Однако релизовать эти разумные рекомендации в текущих условиях едва ли представляется возможным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter