Каплица Святой Параскевы Пятницы - уникальная достопримечательность Лоевского района

Каплица расскажет историю

На расстоянии 7 км к юго–западу от Лоева между деревнями Крупейки и Щитцы находится эта удивительная местность, памятник природы, истории, религии и культуры не только Лоевщины, но и Беларуси. Как свидетельствует местное предание, когда–то, еще в Средневековье, здесь произошло явление иконы Святой Параскевы Пятницы. Образ великомученицы на сосне около родника нашли пастушки и принесли в Лоев в собор Святой Троицы. Икона трижды являлась на сосне, но всякий раз возвращалась прихожанами в лоевский храм. Явление произошло в очень сложное для Лоевщины время, когда регион неоднократно подвергался нашествиям крымских татар, загоны которых надвигались на белорусские земли с юга через брод на Днепре возле Лоева. В конце XV века местность не менее чем трижды, в 1489, 1493 и 1497 гг., страдала от их набегов. Продолжались вторжения и в XVI веке. Замок и поселение на Лоевой горе неоднократно разорялись и сжигались, а жителей Лоевщины татары забирали в плен и продавали в неволю. Жизнь в регионе была чрезвычайно трудной и опасной. Местность тогда обезлюдела и пришла в упадок.

Каплица Святой Параскевы Пятницы.

В этих условиях Церковь объявила Святую Параскеву Пятницу небесной покровительницей Лоева. В ее честь ежегодно в пятницу, на Десятуху (на десятую неделю после Пасхи), на месте явления иконы стали налаживаться богослужения. В Новое время набеги крымских татар прекратились, жизнь в регионе постепенно стала возрождаться, и жители Лоева увидели в этом проявление помощи их небесной покровительницы. С тех пор Десятинный праздник вошел в традицию как престольный праздник Лоева. А на месте явления иконы была построена часовня, возле которой ежегодно стала проводиться главная ярмарка Лоевщины. Известно, что в 1861 г. на Лоевскую десятинную ярмарку было привезено товаров на сумму 2.800 руб., продано — на 1.300 руб., а в 1864 г. — соответственно на 3.600 и 2.000 рублей. В тот период это были значительные денежные суммы.

В 1872 г. к часовне была перевезена из деревни Ручаевка и воздвигнута деревянная церковь, которая относилась к собору Святой Троицы и его приходу.

Икона Святой Параскевы Пятницы — настенная роспись в каплице.
Однако в начале 1930–х г. церковь и часовня были разрушены, источник высох. Традиции ярмарочной торговли отошли в небытие. Но и во времена гонений на Церковь и верующих на праздник явления иконы устраивались тайные молебны. Красноречивый факт: во время боев за освобождение Лоевщины от немецко–фашистских захватчиков в октябре 1943 г. буквально все побережье Днепра было в пламени сражений и пожаров, но сам Лоев пострадал незначительно. Верующие связывали и связывают это с небесной покровительницей Святой Параскевой, считают Лоев намоленным местом.

В этой местности обращает на себя внимание и вызывает значительный интерес археологический памятник — городище раннего железного века милоградской и зарубинецкой культур, — который был обнаружен и обследован в 1936 г. белорусским археологом А.Д.Коваленей. Городище расположено в урочище Городок на расстоянии 30 м к югу от бывшей часовни и представляет собой площадку 120х100 м, укрепленную дугообразным валом высотой около 2 м. Культурный слой на городище имеет толщину до 0,3 м. В 1956 г. и в 1975 г. городище исследовал белорусский археолог доктор исторических наук Л.Д.Побаль, тогда была найдена лепная керамика. На основании находок ученые определили, что наши далекие предки жили в городище в течение VI — II вв. до н.э. К северу от городища, сразу за его валом, были обнаружены следы селища и грунтового могильника раннего железного века.

Люди, населявшие эту местность более двух тысяч лет назад, были язычниками. Сейчас есть определенные основания утверждать, что именно в этом месте на Лоевщине наши предки принимали первое крещение из Киева и становились христианами.

Вот такая уникальная природная и историческая достопримечательность сохранилась и существует сейчас на лоевской земле, где соседствуют три археологических памятника: городище, селище и грунтовое кладбище раннего железного века, а также дошедший до нас со времен Средневековья памятник христианства. Нынче важно не только сохранить эту оставшуюся нам от предков в наследство религиозную святыню и ценнейшее культурное сокровище, но и постараться отыскать истоки родниковой воды, привести в порядок подъезды и сделать доступным для посещения верующими, многочисленными любителями и почитателями истории и культуры, просто любознательными людьми эту жемчужину белорусской истории. Отрадно, что ныне Церковь и местная власть прилагают усилия, чтобы вернуть в Лоев традицию престольного празднования явления иконы Святой Параскевы Пятницы с молениями в храмах района, крестным ходом верующих, ярмаркой и гуляньями.

Николай АНИСОВЕЦ, историк-краевед.

Лоев.

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter