Алексей Котеночкин опровергает слухи о краже идей и об исчезновении героев «Ну, погоди!» в новых сериях
Пожалуй, в последние годы любимый многими мультик «Ну, погоди!» может претендовать на титул самого скандального анимационного проекта — то и дело вокруг персонажей легендарного режиссера Котеночкина возникают всевозможные слухи, причем один хлеще другого. Только–только затих скандал с американским порносайтом, бесстыдно использовавшим культовые образы Зайца и Волка, как прошла молва, что якобы идею популярного мультфильма Вячеслав Котеночкин украл у молодого режиссера Геннадия Сокольского. А теперь вот СМИ наперебой обсуждают новость, будто бы озвученную сыном создателя прославленного мультсериала Алексеем Котеночкиным, что продолжение «Ну, погоди!» будет сниматься уже без Зайца и Волка. Хотя буквально на днях — на кинофестивале детского кино «Лiстападзiк» — Котеночкин–младший презентовал собственную версию приключений любимых персонажей отца — 19–ю и 20–ю серии «Ну, погоди!»... Отделять правду от вымысла вернее всего, обратившись к первоисточнику, — в данном случае к самому Алексею Вячеславовичу, что мы и сделали.
— Чего только мне не приходилось читать в Интернете! — возмущается потомственный мультипликатор. — Начиная с того, что «Ну, погоди!» — это жалкая копия американского мультика «Том и Джерри». По этому поводу хочу сказать, что Котеночкин–старший увидел «Тома и Джерри» только в 1987 году, через полгода после того, как лично я купил видеомагнитофон. И к этому времени существовало уже 16 серий «Ну, погоди!»... «Том и Джерри» — это просто трюковая комедия, а наш мультфильм всегда был несколько большим, чем просто трюки. Когда–то московский кинотеатр «Баррикада» показывал исключительно мультипликацию, и все премьеры проходили там. В свои 10 лет я занимался в детской анимационной студии, и после занятий мы бесплатно могли ходить в «Баррикаду» на вечерний сеанс. До сих пор помню, как реагировал взрослый зал на первые выпуски «Ну, погоди!». Волк только появлялся на экране, еще не успев ничего сделать, а народ уже ложился от хохота. Потому что это был исключительно узнаваемый персонаж, такие «волки» — в клешах, вооруженные гитарами, с романтической преданностью «Битлз» и Высоцкому, с «бычками» через губу — в 60–х стояли в каждой подворотне, это была абсолютная примета времени. Но уже к концу 70–х хулиганы стали совершенно другими... Устаревший облик героев, наверное, был самой большой проблемой, с которой я столкнулся и сейчас, размышляя над продолжением «Ну, погоди!». С одной стороны, нужно было оставить персонажи без изменений — такую задачу ставили инвесторы. С другой — в наше время уже никто так не одевается. Поэтому в 19–й серии основное действие происходит на пляже, где Волк предстает в трусах, а в 20–й — на загородных шести сотках, поскольку и дачная, и пляжная «мода» за 40 лет практически не изменилась.
— А почему в новых сериях другая музыка?
— Авторские права. Отец использовал ту музыку, которая ему нравилась, никому не надо было платить. И очень любил рассказывать, как однажды ему позвонил композитор Тухманов. «Вы в одной серии вставили мою музыку», — сказал Тухманов. «Ну вот, началось!» — с тоской подумал отец. А Тухманов ему: «Знаете, я вам безгранично благодарен, нельзя ли с вами встретиться и распить бутылочку коньяку?»... Но сегодня все по–другому — за каждый крошечный фрагмент приходится платить большие деньги правообладателям. В результате всю музыку нам написал Андрей Державин, клавишник «Машины времени»... Вообще, это было большой авантюрой — решиться делать продолжение. Я прекрасно знал, как придирчиво станут сравнивать мой и отцовский варианты. Потом, у отца всегда была масса недоброжелателей, которые перешли по наследству ко мне. Нет в живых актеров, чьими голосами говорили Волк и Заяц, никто из современных мультипликаторов уже не работает в прежней манере... Когда Александр Курляндский (сценарист «Ну, погоди!». — Авт.) впервые заговорил со мной о продолжении, я был категорически против. Спорили два часа, в результате расстались на том, что не имеет смысла это обсуждать, когда все равно нет денег. После чего Курляндский дал несколько интервью газетам и телевидению, как говорится, забросил крючок в массы, появился инвестор...
— А вы могли бы прокомментировать сюжет, вышедший в программе «Максимум» на НТВ, о краже идеи «Ну, погоди!» у Сокольского?
— В этом сюжете ни слова правды! Делать коротенькие истории для мультсборников «Веселая карусель» доверяли в основном молодым аниматорам — для разминки. В качестве «карусельщика» Геннадий Михайлович Сокольский действительно сделал несколько мультфильмов о зайце и волке — никакие они, кстати, не неизвестные (это версия телеканала), замечательно продаются на DVD в составе сборников «Веселая карусель», висят в Интернете в свободном доступе. Любой может убедиться, что там совершенно другие характеры и образы... Худсовет студии решил, что сама тема зайца и волка, в принципе, перспективная, но почему–то счел, что Сокольский еще слишком молод и большой 10–минутный фильм должен делать более опытный аниматор. Практически не осталось режиссера на «Союзмультфильме», кому не предлагали сценарий будущего «Ну, погоди!». И все сказали: «Какая ерунда!» Единственный человек, который решил, что в этом что–то есть, был Котеночкин...
— Говорят, работая над пластикой Волка, Вячеслав Михайлович копировал самого себя перед зеркалом...
— Иногда я даже вздрагиваю, наблюдая за этим Волком, — так явно вижу отца. И когда мы работали над новыми сериями, я постоянно пытался представить, как это сделал бы он.
— Развейте же наконец слухи о дальнейшем продолжении «Ну, погоди!».
— Если продолжение случится, это будет совершенно другое кино. Название останется тем же, но персонажи будут другие — нельзя бесконечно играть в эту игру с героями из 60–х. Волк будет, и Заяц будет, но только сегодняшний Волк и сегодняшний Заяц.
— Волк-бизнесмен, например...
— Ну, насчет Волка-бизнесмена я не уверен, он все-таки должен остаться шпаной. Но современной, узнаваемой шпаной.
— А еще говорят, что вы замыслили полнометражный фильм «Ну, погоди!»...
— Уже почти год ведем переговоры с инвесторами о новом продолжении. Но теперь они хотят получить прибыль от проекта. А коммерчески успешными сегодня могут быть только сериалы или полнометражные фильмы. Пока не определились, но чаша весов склоняется в сторону полнометражного кино. Хотим попробовать разыграть новую историю. С насыщенным действием и большим количеством второстепенных персонажей.
— Значит, в этом фильме появятся дети Зайца и Волка?
— Это была давняя задумка Курляндского — история об их детях. Сейчас мы с ним выпускаем очередной сборник комиксов, которые делаем для детского журнала «Ну, погоди!». Условное название — «Дети Волка и Зайца». В этой истории все наоборот — заяц у нас панк, а волк, которого зовут Волик, очень приличный юноша — играет на скрипке, отлично учится и влюблен в лисичку. Но зайцу–панку лисичка тоже нравится, и вот на этой почве у них конфликт... В принципе, наработан большой материал. Куда уже только не отправлялись наши герои — и инопланетяне их похищали, и в страну великанов они попадали... Но это закон комикса, а кинематограф — все–таки несколько другое искусство. Давайте пока не загадывать на будущее... Думаю, минские зрители, которые мне очень дороги, узнают об этом первыми.
Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Капканы для волка
Алексей Котеночкин опровергает слухи о краже идей и об исчезновении героев «Ну, погоди!» в новых сериях