Капканы для волка

Алексей Котеночкин опровергает слухи о краже идей и об исчезновении героев «Ну, погоди!» в новых сериях
Алексей Котеночкин опровергает слухи о краже идей и об исчезновении героев «Ну, погоди!» в новых сериях

Пожалуй, в последние годы любимый многими мультик «Ну, погоди!» может претендовать на титул самого скандального анимационного проекта — то и дело вокруг персонажей легендарного режиссера Котеночкина возникают всевозможные слухи, причем один хлеще другого. Только–только затих скандал с американским порносайтом, бесстыдно использовавшим культовые образы Зайца и Волка, как прошла молва, что якобы идею популярного мультфильма Вячеслав Котеночкин украл у молодого режиссера Геннадия Сокольского. А теперь вот СМИ наперебой обсуждают новость, будто бы озвученную сыном создателя прославленного мультсериала Алексеем Котеночкиным, что продолжение «Ну, погоди!» будет сниматься уже без Зайца и Волка. Хотя буквально на днях — на кинофестивале детского кино «Лiстападзiк» — Котеночкин–младший презентовал собственную версию приключений любимых персонажей отца — 19–ю и 20–ю серии «Ну, погоди!»... Отделять правду от вымысла вернее всего, обратившись к первоисточнику, — в данном случае к самому Алексею Вячеславовичу, что мы и сделали.

— Чего только мне не приходилось читать в Интернете! — возмущается потомственный мультипликатор. — Начиная с того, что «Ну, погоди!» — это жалкая копия американского мультика «Том и Джерри». По этому поводу хочу сказать, что Котеночкин–старший увидел «Тома и Джерри» только в 1987 году, через полгода после того, как лично я купил видеомагнитофон. И к этому времени существовало уже 16 серий «Ну, погоди!»... «Том и Джерри» — это просто трюковая комедия, а наш мультфильм всегда был несколько большим, чем просто трюки. Когда–то московский кинотеатр «Баррикада» показывал исключительно мультипликацию, и все премьеры проходили там. В свои 10 лет я занимался в детской анимационной студии, и после занятий мы бесплатно могли ходить в «Баррикаду» на вечерний сеанс. До сих пор помню, как реагировал взрослый зал на первые выпуски «Ну, погоди!». Волк только появлялся на экране, еще не успев ничего сделать, а народ уже ложился от хохота. Потому что это был исключительно узнаваемый персонаж, такие «волки» — в клешах, вооруженные гитарами, с романтической преданностью «Битлз» и Высоцкому, с «бычками» через губу — в 60–х стояли в каждой подворотне, это была абсолютная примета времени. Но уже к концу 70–х хулиганы стали совершенно другими... Устаревший облик героев, наверное, был самой большой проблемой, с которой я столкнулся и сейчас, размышляя над продолжением «Ну, погоди!». С одной стороны, нужно было оставить персонажи без изменений — такую задачу ставили инвесторы. С другой — в наше время уже никто так не одевается. Поэтому в 19–й серии основное действие происходит на пляже, где Волк предстает в трусах, а в 20–й — на загородных шести сотках, поскольку и дачная, и пляжная «мода» за 40 лет практически не изменилась.

— А почему в новых сериях другая музыка?

— Авторские права. Отец использовал ту музыку, которая ему нравилась, никому не надо было платить. И очень любил рассказывать, как однажды ему позвонил композитор Тухманов. «Вы в одной серии вставили мою музыку», — сказал Тухманов. «Ну вот, началось!» — с тоской подумал отец. А Тухманов ему: «Знаете, я вам безгранично благодарен, нельзя ли с вами встретиться и распить бутылочку коньяку?»... Но сегодня все по–другому — за каждый крошечный фрагмент приходится платить большие деньги правообладателям. В результате всю музыку нам написал Андрей Державин, клавишник «Машины времени»... Вообще, это было большой авантюрой — решиться делать продолжение. Я прекрасно знал, как придирчиво станут сравнивать мой и отцовский варианты. Потом, у отца всегда была масса недоброжелателей, которые перешли по наследству ко мне. Нет в живых актеров, чьими голосами говорили Волк и Заяц, никто из современных мультипликаторов уже не работает в прежней манере... Когда Александр Курляндский (сценарист «Ну, погоди!». — Авт.) впервые заговорил со мной о продолжении, я был категорически против. Спорили два часа, в результате расстались на том, что не имеет смысла это обсуждать, когда все равно нет денег. После чего Курляндский дал несколько интервью газетам и телевидению, как говорится, забросил крючок в массы, появился инвестор...

— А вы могли бы прокомментировать сюжет, вышедший в программе «Максимум» на НТВ, о краже идеи «Ну, погоди!» у Сокольского?

— В этом сюжете ни слова правды! Делать коротенькие истории для мультсборников «Веселая карусель» доверяли в основном молодым аниматорам — для разминки. В качестве «карусельщика» Геннадий Михайлович Сокольский действительно сделал несколько мультфильмов о зайце и волке — никакие они, кстати, не неизвестные (это версия телеканала), замечательно продаются на DVD в составе сборников «Веселая карусель», висят в Интернете в свободном доступе. Любой может убедиться, что там совершенно другие характеры и образы... Худсовет студии решил, что сама тема зайца и волка, в принципе, перспективная, но почему–то счел, что Сокольский еще слишком молод и большой 10–минутный фильм должен делать более опытный аниматор. Практически не осталось режиссера на «Союзмультфильме», кому не предлагали сценарий будущего «Ну, погоди!». И все сказали: «Какая ерунда!» Единственный человек, который решил, что в этом что–то есть, был Котеночкин...

— Говорят, работая над пластикой Волка, Вячеслав Михайлович копировал самого себя перед зеркалом...

— Иногда я даже вздрагиваю, наблюдая за этим Волком, — так явно вижу отца. И когда мы работали над новыми сериями, я постоянно пытался представить, как это сделал бы он.

— Развейте же наконец слухи о дальнейшем продолжении «Ну, погоди!».

— Если продолжение случится, это будет совершенно другое кино. Название останется тем же, но персонажи будут другие — нельзя бесконечно играть в эту игру с героями из 60–х. Волк будет, и Заяц будет, но только сегодняшний Волк и сегодняшний Заяц.

— Волк-бизнесмен, например...

— Ну, насчет Волка-бизнесмена я не уверен, он все-таки должен остаться шпаной. Но современной, узнаваемой шпаной.

— А еще говорят, что вы замыслили полнометражный фильм «Ну, погоди!»...

— Уже почти год ведем переговоры с инвесторами о новом продолжении. Но теперь они хотят получить прибыль от проекта. А коммерчески успешными сегодня могут быть только сериалы или полнометражные фильмы. Пока не определились, но чаша весов склоняется в сторону полнометражного кино. Хотим попробовать разыграть новую историю. С насыщенным действием и большим количеством второстепенных персонажей.

— Значит, в этом фильме появятся дети Зайца и Волка?

— Это была давняя задумка Курляндского — история об их детях. Сейчас мы с ним выпускаем очередной сборник комиксов, которые делаем для детского журнала «Ну, погоди!». Условное название — «Дети Волка и Зайца». В этой истории все наоборот — заяц у нас панк, а волк, которого зовут Волик, очень приличный юноша — играет на скрипке, отлично учится и влюблен в лисичку. Но зайцу–панку лисичка тоже нравится, и вот на этой почве у них конфликт... В принципе, наработан большой материал. Куда уже только не отправлялись наши герои — и инопланетяне их похищали, и в страну великанов они попадали... Но это закон комикса, а кинематограф — все–таки несколько другое искусство. Давайте пока не загадывать на будущее... Думаю, минские зрители, которые мне очень дороги, узнают об этом первыми.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter