Капкан для аспиранта

Уникальная возможность на днях представилась двум корреспондентам «СБ»...

Уникальная возможность на днях представилась двум корреспондентам «СБ» — срочно и громко заявить о себе в науке. Приглашение пришло прямо на личную почту, и не воспользоваться было просто грех. Ведь нам обещали публикацию ни много ни мало в любом журнале из списка ВАК России, Украины и всего СНГ, а также в европейских и широко цитируемых мировых. Цена вопроса — от 200 до 1.500 у.е., в зависимости от авторитетности издания и сроков. И никаких там рецензентов, только присылай текст. Мы решили не мелочиться. Одна, благо родители–математики подсказали правильную формулировку, послала заявку на публикацию несуществующего труда о методах оптимального управления. Вторая — вообще об абстрактных стволовых клетках, причем с оговоркой «обязательно в журнале The Lancet», на который равняется вся мировая медицина. И что же вы думаете? И «оптимальные уравнения», и «стволовые клетки» живо радетелей науки заинтересовали: засыпали нас обещаниями...


Любой каприз за ваши деньги


Украинская компания, которая так навязчиво рекламировала свои услуги, старалась не оставить и тени сомнений. Мол, все–таки 12 лет на рынке работают. К электронному письму приложили даже видео, где демонстрируют научные издания, в которых якобы опубликованы статьи их клиентов. Для наглядности перед камерой демонстративно пролистывают каждый журнал, мол, смотрите, он настоящий. Интересно, как это доказывает качество их работы? Но главное ведь не это. Хочешь публикацию в издании ВАК Украины? В этом месяце — 200 долларов, через два — 150, через три — 100. Интересуют Россия или СНГ? Через 2 — 3 месяца — за 400 долларов, 4 — 5 месяцев — 360, полгода — 290. С Западной Европой выйдет дороже и дольше: через 4 месяца — 500 долларов, 5 месяцев — 460, полгода — 440. На публикацию в журналах, входящих в базу Scopus и другие наукометрические базы, честно признались, придется побольше раскошелиться — от 500 до 1.250 долларов.


Кто бы мог подумать, что всемирно известный медицинский журнал, чьи офисы находятся в Лондоне, Нью–Йорке и Пекине, окажется так близко! Уже к концу дня «автору» опуса про стволовые клетки пришел ответ, мол, с вас предоплата 200 долларов, а всего придется заплатить около 800 долларов. Более точную стоимость пообещали уточнить в редакции The Lancet. Объем статьи? Ученая степень желающего появиться на его страницах? Похоже, такие мелочи никого не интересовали. Сообщили лишь, что рецензирование займет 1 — 3 месяца, а дальше «будет все известно, что нужно еще сделать». Текст ждут на английском и, цитируем, российском (!) языках. В конце этого в общем–то малограмотного письма «добрые самаритяне» деликатно подстраховались, мол, лучше не ограничиваться одним изданием, а отправить на рецензирование свой труд и в другие журналы из наукометрических баз. За дополнительную, естественно, плату. К слову, другая компания, российская, на которую мы эксперимента ради вышли, на The Lancet замахиваться не рискнула, зато пообещала без проблем опубликовать мифическую статью про «стволовые клетки» в российском журнале ВАК «Фундаментальные и клинические медицинские исследования» всего–то за 100 долларов. Да вот беда: этого журнала в официальном списке Высшей аттестационной комиссии РФ не оказалось...


Нашли отклик и «методы оптимального управления». На приписку, будто бы в Беларуси возникли сложности с рецензированием работы, фирма и ухом не повела. Что вы, дескать, мы публикуем статьи по всем направлениям, средний размер — около 10 страниц, а рецензию готовим сами. А чтобы не упустить клиента, тут же наобещали с три короба дополнительных «пряников»: взять на себя подбор журналов по специальности, оформление статьи по их требованиям, все редактирования и согласования. Только и остается, что ждать электронный макет издания и отпечатанный экземпляр. Так что скорее, начинающий ученый, высылай предоплату!


Как корчеватель в науку попал


На интернет–форумах аспирантов и докторантов такие казусы — в топе обсуждаемых тем. Ведь именно на тех, кому срочно требуется публикация для защиты, в первую очередь и нацелены подобные конторы. Их в сети масса: забейте в строке поисковика «срочная публикация» — сами убедитесь.


Скажем, российских научных журналов сегодня насчитывают около 8 тысяч. А перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных в список Высшей аттестационной комиссией России и рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, куда как скромнее — всего 2.267. Стоит ли удивляться, что уже давно процветает целая индустрия «сборников», которые создаются только для того, чтобы кто–то мог быстро и без всяких сложностей разместить свою статью — не важно, какого уровня. Как говорится, за деньги бумага все стерпит. Чего стоит недавний скандал, когда российский «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», в редакционном совете которого были вроде авторитетные люди, не раздумывая поместил статью несуществующего ученого Михаила Сергеевича Жукова под названием «Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности». Сей псевдотруд с говорящим заголовком — дело рук редакции газеты ученых и научных журналистов «Троицкий вариант». Причем даже не пришлось ничего придумывать: взяли и перевели на русский известный в англоязычном мире текст, который был сгенерирован компьютерной программой SCIgen (она специально написана группой студентов Массачусетского технологического института как раз для того, чтобы выводить на чистую воду рецензентов на якобы научных, а по сути, близких к шарлатанству конференциях). Что вы думаете, в российском журнале «Корчевателя» не просто одобрили, его актуальность признали высокой, а новизну — просто «отличной». В итоге места в списке ВАК издание лишилось. И не одно оно. Но многие ли молодые ученые отслеживают хронику подобных событий?


Ничего личного, просто бизнес?


И у нас немало начинающих ученых могут припомнить в своей биографии такую вот неудачную публикацию, когда остались и без денег, и без должного признания статьи. Но почему вопреки риску готовы платить? Магистранты и аспиранты не скрывают: заманчивой кажется сама возможность не ждать месяцами публикации, а решить вопрос здесь и сейчас, да и не раз приходилось сталкиваться с банальной ситуацией: сборник не выходит, потому что на его издание у вуза просто–напросто нет пока денег. Другое дело, зачтут ли такую работу, ведь сегодня «корчевателей» предостаточно, особенно по гуманитарным наукам. Но раз «бизнес» успешно идет, значит, каждый получает свои дивиденды.


Анатолий Афанасьев, председатель Высшей аттестационной комиссии Беларуси, высказывает свою позицию: «Научные работы должны публиковаться бесплатно, а аспиранты и докторанты в наших журналах идут вне очереди. У нас есть перечень белорусских изданий, который включает более 200 журналов. Принимаем и публикации в российских изданиях, которые входят в список ВАК, западных с высоким рейтингом цитирования. Списки ВАК периодически изменяются, и бывают такие ситуации: послал аспирант статью в журнал из перечня, но пока ее опубликовали, скажем, через полгода — издание из списка исключили. В таком случае молодым ученым чаще всего идем навстречу». Кстати, если статья аспиранта появилась на страницах англоязычного профильного журнала, пусть и не с самым громким именем, ее тоже, скорее всего, засчитают. Аспирант ускорил процесс публикации финансово? Это еще нужно доказать...


Впрочем, если в громкие истории с провальными публикациями оказываются замешаны журналы далеко не первой десятки рейтинга цитирования, то как быть с изданиями уровня The Lancet, куда вот–вот пообещали пристроить наш мифический труд про стволовые клетки? Маргарита Бельская, замдиректора по науке РНПЦ «Кардиология», просто не поверила, что псевдоисследования за не бог весть какую плату смогут действительно заинтересовать ведущие мировые издания. Все–таки там очень высокие требования и людей с улицы с ходу не публикуют. К тому же есть процедуры подачи, рассмотрения ученым советом, на все это уйдет не один месяц...


А вот Жанна Комарова, главный редактор научно–практического журнала «Наука и инновации», не спешит отрицать возможность быстрой, хоть и дорогостоящей публикации в заграничном издании. Это у нас такой подход, к счастью, не развит, бесплатной публикации ждут 3 — 4 месяца. Но специалисту не раз приходилось читать материалы, где была описана коррупционная составляющая известных изданий, в том числе и из базы Scopus, перечислялись организации, которые берут на себя все нюансы публикации абсолютно любых статей. При этом всегда указывают, что в журнале есть рецензирование, а так ли это?


Другое дело, конечно, какими последствиями это чревато. И если наивный молодой ученый, может, и отделается просто глубоким разочарованием и навсегда заречется «ускорять процесс», то для ушлой фирмы и неразборчивого издания, когда разразится скандал вроде «Корчевателя», в этом бизнесе враз закроются все двери.


P.S. Статьи о стволовых клетках и методах оптимального управления мы, конечно, писать и не собирались. Но не пропадать же столь выгодному предложению! Подумываем вот выслать копию легендарного «Корчевателя», уж очень хороша идея. А вдруг прокатит?


Советская Белоруссия №234 (24371). Четверг, 12 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter