Капитан Деменс

Как русский офицер основал во Флориде город Санкт-ПетербургК плеяде замечательных россиян безусловно можно добавить Петра Алексеевича Дементьева – русского самородка, прославившего Россию на Американском континенте. Вот что пишет о нем современный американский историк Карл Грисмер: «Петр А. Деменс, родившийся в России, бесспорно, должен считаться отцом городаС.-Петербурга во Флориде. Деменс по своей натуре был врожденным предпринимателем. Он отличался замечательными организаторскими способностями. Он умел создавать друзей и друзья доверяли ему. Он обладал способностью осуществлять невозможные проекты. Он это доказал…»

Его жизнь в Америке
Дементьев родился 1 мая 1850 года в Санкт-Петербурге. Рано потеряв родителей, свое детство и юность он провел в семейном имении в Тверской губернии. Образование завершил в Петербурге, а затем три года служил в Егерском гвардейском полку. Выйдя в отставку в чине капитана, Дементьев поселился в Тверской губернии, где принимал активное участие в земском движении, избирался предводителем дворянства. В 1880 году Петр Дементьев вместе с семьей переселился в Америку, где проявил себя как очень деятельный человек, оставив большой след в истории Америки. Ему пришлось пережить все тяготы и лишения, выпадающие на долю эмигранта: он выращивал апельсины, работал на лесопилке, занимался строительством железных дорог, трудился на других предприятиях. Позднее Дементьев заработал большие деньги, занимаясь строительными подрядами. Город Лонгвуд был фактически полностью построен им. Дементьев был избран первым мэром этого города. С 1885 года он занялся строительством железных дорог, став совладельцем компании «Ораж Белт Рейл и Ко». Им была построена железная дорога из Лонгвуда до Окланда. При Дементьеве в Окланде был построен железнодорожный вокзал в русском стиле, гостиница, городской театр.
Живя в Америке, Дементьев никогда не забывал свой родной город Санкт-Петербург. Его не оставляла заветная мечта – построить в Америке город и назвать его Санкт-Петербургом в память о русской столице. Мечта сбылась. Главным итогом его жизни стало строительство первой железной дороги во Флориде, соединившей Санфорд и основанный им город Санкт-Петербург. Вот как Дементьев рассказывает о завершении строительства дороги: «В течение последних двух-трех месяцев, когда пришлось класть рельсы, мы работали днем и ночью. Лунные ночи во Флориде почти так же светлы, как петербургские летние, а в темноте мы зажигали смолистую сосну, освещающую дорогу на большое расстояние. К концу постройки я совсем выбился из сил; в тот же день, когда был налажен последний рельс, за несколько дней до срока, я проспал без просыпа чуть не целые сутки и долго потом не мог окончательно поправиться…»
Вскоре самим Дементьевым был разработан и утвержден в суде Хилсборо Каунти в Тампе 11 июня 1888 года план города. На право дать имя новому городу претендовал и отставной генерал Джон Вильямс, которому принадлежала земля на берегу залива. Он хотел дать новому городу название Детройт в честь своего родного города. Но члены железнодорожной компании, послав петицию в Вашингтон, отстояли право Дементьева дать имя новому городу. Так на американской земле появился знаменитый ныне Санкт-Петербург. В то время в местечке, где ныне раскинулся огромный город, был небольшой поселок, в котором проживало около 30–40 человек. Проведя железную дорогу, построив вокзал и пристань, расширив и углубив бухту, Дементьев создал основные условия для развития города.
Став американцем, Дементьев сохранил связи с Россией. Несколько раз он приезжал на родину.
В 1906 году он встречался с П.А. Столыпиным. Вел дружескую переписку с обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым. Эта переписка началась в связи с заботой  Дементьева о судьбе православных, духоборов и других русских людей в Америке. На протяжении 1900–1907 годов Дементьев написал Победоносцеву 54 письма и получил 60 ответов. Переписывался Дементьев и с другими видными государственными и общественными деятелями России. После начала русско-японской войны, охваченный патриотическим порывом, собирался ехать добровольцем на фронт. В эти дни он писал своему старому товарищу, главнокомандующему русской армии генералу А.Н. Куропаткину: «Я веду здесь упорную борьбу моим пером на вашей стороне. Мое сердце болит за Россию и за Вас». В годы Первой мировой войны Петр Дементьев становится членом Русской правительственной закупочной комиссии в Вашингтоне.
Петр Дементьев был не только преуспевающим предпринимателем, градостроителем, но и журналистом, ученым, очень много сделавшим для распространения знаний о России в Америке и знаний об Америке в России. Он перевел на английский язык почти все произведения своего любимого поэта Михаила Лермонтова. Выступал с лекциями о Пушкине и других русских поэтах и писателях. Дементьев являлся постоянным автором журнала «Вестник Европы». На страницах этого журнала он опубликовал под псевдонимом Тверской свои очерки «Десять лет в Америке» и «Моя жизнь в Америке». В 1895 году он издал в России свой труд «Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов», в 1904 году – книгу «Очерки истории Соединенных Штатов Америки». Эти работы не утратили своего значения и для современных исследователей.
Трагедии февральской и октябрьских революций 1917 года в России во многом приблизили безвременную смерть Петра Дементьева. 2 января 1919 года газета «Лос Анжелес Таймс» сообщила: «Капитан Петр А. Деменс, известный русский патриот и писатель, а также прославившийся в США финансист и строитель железных дорог, умер вчера в своем владении в Алма Лома. Капитан Деменс был широко известен и его почитали как демократа из аристократов. Он был экспертом как в русских, так и в американских делах. Он общался с сотнями людей, связанных с финансовым миром США, а кроме того, интересовался культурной жизнью своего отечества и принимал в ней активное участие. Его таланты и блестящие способности привлекли к нему сотни людей».
Во второй половине ХХ века имя Петра Дементьева как основателя Санкт-Петербурга замалчивалось. Предпринимались попытки приписать эту честь генералу Вильямсу. Но они не увенчались успехом благодаря решительным протестам Западно-Флоридского отдела Конгресса русских американцев, Русского клуба во Флориде и других русских организаций.  Большая заслуга в официальном признании Дементьева основателем города, в открытии парка и установке памятника в его честь принадлежит члену Санкт-Петербургского исторического общества, профессору Южно-Флоридского университета в Тампе – Анатолию Алексеевичу Сокольскому. В декабре 1977 года городской совет единогласно признал основателем города П.А. Дементьева. После этого был установлен памятник в парке «Деменс Лэндинг». Надпись на памятнике гласит: «В честь Петра Деменса (Дементьева), основавшего в 1888 году город Санкт-Петербург. Сей памятник воздвигнут Конгрессом русских американцев в 1979».

У самого синего моря
Санкт-Петербург на берегах Мексиканского залива – в противоположность своему старшему брату Санкт-Петербургу на берегах Невы – город солнца и теплого моря. Несмотря на огромное расстояние, отделяющее его от России, в городе живут идеалы русской культуры и чести. Санкт-петербургские русские, а их более тысячи, берегут память о родине. Украшением города и центром духовной жизни является храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. Православная община в Санкт-Петербурге была основана в 1948 году. Временная церковь прихода была освящена в 1950 году. Постоянный красавец-храм освящен 12 апреля 1953 года. За последние годы приход вырос и помолодел. Работает церковно-приходская школа, сестричество. Сейчас Свято-Андреевский приход – самый большой русский православный приход на юге США.
Еще одной «русской точкой» в Санкт-Петербурге является, как это ни парадоксально, Музей Сальвадора Дали. Его русская жена Галина была неизменной музой и постоянной моделью художника. Она запечатлена на многих картинах, представленных в музее.
Большую роль в сохранении русской культуры и традиций, защите русских интересов, доведении до американской общественности правдивой информации о России играет Русско-Американский клуб Санкт-Петербурга. Клуб был основан в 1973 году по инициативе русских американцев, переселившихся во Флориду в 1950–1970-е годы. Санкт-Петербург во Флориде привлекал их не только морем и теплым климатом, но и своим именем и историей, связанными с Россией. Немалую роль в переселении русских в Санкт-Петербург сыграло наличие православного прихода и православной церкви во имя святого мученика Андрея Стратилата.
9 февраля 1973 года состоялось организационное собрание, на котором был утвержден Устав Русско-Американского клуба и было выбрано Правление. Клуб был зарегистрирован американскими властями как некоммерческая общественная организация. С 1986 года у него появился свой дом, перешедший по завещанию члена клуба – Павла Кузнецова. В этом доме размещается канцелярия и клубная библиотека.
С первых же дней работы клуба был организован музыкальный ансамбль «Волга». Ансамблем руководила Е.В. Заруцкая, позднее –
В.М. Богенская. Под их руководством ансамбль завоевал большую популярность. Активно работали литературный и драматический кружки.
После возвращения бывшей столице России ее исторического имени жители флоридского Санкт-Петербурга во главе с мэром и городским советом послали приветственное письмо с несколькими тысячами подписей жителям и мэру города на Неве. А Русский клуб от имени всей русской колонии Санкт-Петербурга преподнес памятное блюдо городским властям обоих городов как символ дружбы и братства. Художественное оформление этих блюд, отражающих историю обоих городов, выполнил Е.А. Милин.
Одним из важных направлений деятельности клуба является сохранение русского культурного наследия в США. Многие члены Русско-Американского клуба передали свои личные архивы в Государственный архив Российской Федерации в Москве. Среди них –
А.К. Горман (Штеппа), А.Ю. Марли (Смирнова), В.Г. Троицкая, Н.А. Троицкий, О.П. Шидловский и многие другие.
Главным богатством Русско-Американского клуба в Санкт-Петербурге являются его члены, среди которых немало выдающихся людей, составляющих национальную гордость не только России, но и Америки. Не представляется возможным перечислить все имена. За каждым из них стоит насыщенная событиями жизнь, большой жизненный опыт и знания, столь необходимые новой России. Печально, что многие из них уже в преклонном возрасте. Но хочется верить, что связь времен не прервется. Как сказал в своем докладе, посвященном 25-летнему юбилею Русско-Американского клуба, его председатель Анатолий Александрович Голубинцев: «Клуб открыт и будет жить, пока существуют русские люди, у которых сохраняется чувство принадлежности к своему национальному русскому наследию».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter