Барановичское ОАО «Бархим» демонстрирует положительные показатели работы и устойчивые темпы развития. Одно из ярких свидетельств тому — состоявшийся в конце декабря запуск в эксплуатацию модернизированного производства жидких моющих средств. Работы осуществлялись по программе «Один район — один проект», реализуемой по поручению Президента.
Главный технолог предприятия Валентина Гейлаш.
Инвестиции в качество
Сегодня ОАО «Бархим» выпускает широкий спектр товаров бытовой химии. Однако основной продукцией являются синтетические моющие средства. Их удельный вес в общем объеме производства составляет более 93 процентов. При этом на предприятии внимательно отслеживают тенденции своего рынка и оперативно подстраиваются под запросы потребителей. Одна из таких — стабильный рост спроса на гели для стирки, кондиционеры и отбеливатели.С учетом этого в прошлом году предприятие приступило к реализации инвестиционного проекта «Техническая модернизация производства жидких моющих средств». Учитывая его значимость и перспективность, он был включен в программу «Один район — один проект», реализуемую по поручению Главы государства для развития регионов. И 29 декабря 2023-го модернизированный объект был введен в эксплуатацию.
— Для нас это весьма знаковое событие, — подчеркивает директор ОАО «Бархим» Светлана Шлепцова. —
С модернизацией производства жидких моющих средств мы получаем возможность не только значительно нарастить их выпуск, но и получать продукцию более высокого уровня. А это именно то, на что нас нацеливает Президент в наступившем 2024-м, объявленным в Беларуси Годом качества.
В основе инвестиционного проекта было заложено техническое переоснащение действующего производства с учетом закупки и установки современного технологического оборудования для приготовления, расфасовки и упаковки жидких моющих средств. Итоговая стоимость проекта составила 3,5 миллиона рублей. Для его реализации ОАО «Бархим» получило два займа из средств централизованного фонда холдинга «Белресурсы».
— К бизнес-плану проекта мы подошли основательно и просчитали самые различные нюансы, влияющие на его эффективность, — говорит заместитель директора — начальник планово-экономического отдела Наталья Костюкевич. — Так, для размещения линии не стали строить новый корпус, а отремонтировали не использовавшиеся в последние годы производственные помещения площадью 370 квадратных метров. В итоге смогли практически в два раза удешевить общую стоимость проекта.
Наталья Костюкевич.
Технологический суверенитет
Стоит сказать, что все технологическое оборудование новой линии разработано и изготовлено отечественными инжиниринговыми компаниями. В условиях санкционного давления на нашу страну это имеет серьезное значение.— То, что у нас стоит белорусское оборудование, кардинально снижает риски проведения технического обслуживания и поставки запасных частей при будущей эксплуатации, — уверен начальник участка жидких моющих средств Дмитрий Петроневич. — А это немаловажно. Ведь технологический процесс производства жидких моющих средств достаточно сложен и состоит из двух основных стадий: непосредственного производства продукта и его расфасовки и упаковки в полимерную тару. И сбой на каком-то из этих этапов критически сказывается на работе всей линии.
По словам начальника участка, мощности новой линии рассчитаны на выпуск около 200 тонн жидких моющих средств в месяц. Чтобы обслуживать ее, было создано десять новых рабочих мест. Правда, персонал для работы на модернизированном производстве подбирали уже опытный, с других цехов предприятия. В этом списке оказалась и укладчик-упаковщик с 12-летним стажем Татьяна Каминская:
— На новой линии установлено более современное оборудование, которое автоматизирует практически все основные производственные процессы. Поэтому трудиться здесь более комфортно и интересно, но вместе с тем и более ответственно. Не сомневаемся, что этот проект окажется успешным и принесет большую пользу нашему предприятию.
Выдержать конкуренцию
Модернизация производства стала закономерным шагом в большой работе, которую предприятие проводит для повышения своей конкурентоспособности на рынке. Исторически сложилось, что ассортимент выпускаемой продукции «Бархима» ориентирован преимущественно на внутреннего потребителя и страны ЕАЭС. Однако и на этих традиционных рынках уже давно сформировалась жесткая конкурентная среда. Несколько лет назад, чтобы улучшить свои позиции, «Бархим» начал активно выводить на рынок новые продукты, соответствующие мировым стандартам. Параллельно в 2020—2022 годах был проведен и ребрендинг продукции. В итоге стиральные порошки и другие моющие средства, произведенные в Барановичах, стали более узнаваемыми на рынке, постепенно начала расти их реализация.Закрепиться на внешних рынках
Весьма показательным стал 2022-й. Тогда ОАО «Бархим» увеличило объем производства почти в 2,5 раза, экспортные поставки — более чем в 5 раз, преимущественно в Российскую Федерацию. Конечно, этому в немалой степени тогда поспособствовали резкий уход с российского рынка многих западных компаний и образовавшийся дефицит качественных моющих средств в среднем ценовом сегменте. Однако в прошлом году их производство в соседней стране заметно выросло. Плюс на прилавках российских магазинов появилась масса аналогичной продукции от крупных производителей из стран Востока.— Несмотря на возросшую конкуренцию, мы сумели занять устойчивую нишу на российском рынке, на который приходится более 90 процентов нашего экспорта и 18,4 процента от объема отгруженной продукции, — обращает внимание Светлана Шлепцова. — Да, в 2023-м по отношению к 2022 году объем экспорта несколько снизился. Но в любом случае он оказался почти в три раза выше, чем в 2021-м.
Экономика — во главе угла
Впрочем, основные покупатели продукции «Бархима», по сути, являющейся импортозамещающей, все-таки находятся в Беларуси. И предприятие имеет весомый потенциал для наращивания выпуска своей продукции. Об этом говорят и результаты финансово-экономической деятельности.— Темп роста объема производства продукции за 11 месяцев 2023 года составил 125,7 процента, — оперирует данными заместитель директора — начальник планово-экономического отдела Наталья Костюкевич. — Рентабельность продаж — 15,9 процента.
Немалую роль в достижении этого показателя сыграло то, что за счет увеличения объемов производства мы снизили уровень затрат на выпуск и реализацию на рубль произведенной продукции на 3 процента. Среднемесячная заработная плата за указанный период выросла на 21,2 процента. При этом коэффициент соотношения темпов роста производительности труда по добавленной стоимости к темпу роста зарплаты составляет 1,0.
На предприятии рассчитывают, что с запуском в эксплуатацию модернизированного производства жидких моющих средств экономические показатели еще больше пойдут вверх.
poplavskiy@sb.by