Капитальный вопрос

Сегодня только в Гомеле 1.135 жилых домов нуждаются в капитальном ремонте...

Жилые дома, как и люди, стареют. Не позаботиться о них в определенном возрасте — значит, обречь на медленное умирание и выход из строя. Сегодня только в Гомеле 1.135 жилых домов нуждаются в капитальном ремонте. Это немногим более половины всего жилого фонда. За прошлый год отремонтировано... 12 домов. Коммунальники заверяют, что делают все возможное «в пределах выделяемых средств», каждый год обновляют жилья «не меньше, чем в предыдущем». В то же время очевидно, что при нынешних темпах проблема не будет решена никогда...


И на этом невеселом фоне периодически обостряется еще один больной вопрос — очередности.


...Гомельчанин Дмитрий Процко, представившийся в письме в «СБ» военным пенсионером, — бодрый мужчина в годах. Про его старенькую пятиэтажку наслышаны уже не только в Гомеле, но и в Минске. Дмитрий Тихонович подробно и много раз описал тяготы проживания в доме 22 по улице Кожара, собрал подписи жильцов, разослал по инстанциям. Пенсионер добивается капитального ремонта. Он уверен: его дом должен быть отремонтирован в первую очередь.


Дмитрий Тихонович проводит экскурсию по подъезду. Горестно вздыхает:


— Вот так мы и живем... Посмотрите, краска на стенах вздулась.


Заходим в квартиру. Демонстрирует водопроводную арматуру в своей ванной:


— Коммуникации старые, менять надо...


Честно скажу, впечатлить меня Дмитрию Процко так и не удалось. Поднявшейся краски на лестничной площадке для этого маловато. Наверное, я слишком много видел домов и дворов, где все гораздо печальнее... Впрочем, мои личные впечатления тут ни при чем. В идеале–то не должно быть ни уродливых стен, ни раздолбанного асфальта. И жильцам вряд ли легче от того, что где–то еще хуже...


Рядом с домом 22 расположены две похожие «хрущевки». Вызывающе светятся новенькими панелями утепления. В этих домах капремонт уже сделали, хотя они на несколько лет «моложе». Данный феномен очень беспокоит Дмитрия Тихоновича, который возмущается: его письма с описанием бедственного положения дома неизменно возвращаются из Минска «для реагирования» в Гомель. Ответы же местных властей только раздражают. И отчеты об уже проделанной «работе по благоустройству» (скошена трава, убрана листва, окрашены скамейки...), и предложение обратиться в суд, и особенно обещания установить еще две скамейки... Не утешает даже обещание провести «ямочный ремонт».


Владислав Колесников, главный инженер коммунального жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия «Железнодорожное», к которому относится пресловутый дом, устало, но терпеливо повторяет мне прописные истины:


— При постановке жилья на капитальный ремонт мы руководствуемся планом, который формируется на основе технического осмотра. Что же касается Кожара, 22... К сожалению, есть объекты, которые находятся в куда более неприглядном состоянии и нуждаются в срочном проведении работ. Этот дом, может быть, и старше других, но объективно сохранился лучше. Да, необходимо, как и везде, проводить обычный текущий ремонт, но капитальный в плане до 2015 года не значится. В то же время мы регулярно проводим весенние и осенние осмотры жилого фонда. И если состояние стен, кровли, других конструкций и элементов того требует, может быть принято решение о внеочередном ремонте...


И все же вопрос глубже, чем местечковые войны за соблюдение очередности. Избавиться бы от очереди как таковой... Потому что нынешнее положение не устраивает ни жильцов, ни самих коммунальников.


Комментарий


Сергей Литвиненко, заместитель генерального директора предприятия «Гомельское городское ЖКХ»:


— Так называемый «недоремонт» жилого фонда — старая проблема. Она тянется еще со времен развала СССР, когда дома не ремонтировались лет 15. Для того чтобы привести в порядок то, что тогда накопилось, не хватает средств. Когда удастся избавиться от очереди? Боюсь, нескоро. Ведь лет через 20 подоспеет время ремонтировать жилье, которое сегодня является новым... Разумеется, мы делаем все, что в наших силах. В прошлом году капитально отремонтировали 27 тысяч квадратных метров. При этом платежи жильцов покрыли около 60 процентов затрат, остальное — бюджетные перечисления. На нынешний год запланировано 48 тысяч квадратных метров — были бы деньги.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter