КАПитальные работы

Под древесной корой порой можно увидеть очертания причудливых зверей и пейзажи далеких планет...

Под древесной корой порой можно увидеть очертания причудливых зверей и пейзажи далеких планет...

“Вот это да! Неужели это все сделано из простых наростов на деревьях? Невероятно!” — такие восторженные возгласы часто слышит в адрес своих работ мастер по дереву из деревни Доброволье Свислочского района Святослав Лещук. И действительно, причудливые работы, декоративные пенечки, стулья, столики, подставки под телефон, вазы из капа сами просятся в руки и не хотят от себя отпускать...

Двадцать лет с деревом

Текстура каждого капа, нароста на дереве, уникальна. Природные рисунки напоминают космические пейзажи, очертания различных существ или интересные узоры. И все это нужно увидеть и “извлечь” из материала, что дано только очень искусному мастеру. А сначала Святослава увлекло просто выжигание по дереву. Незаметно втянулся, стал столярничать, а потом научился работать с капами, и уже двадцать лет не расстается с деревом. Теперь по утрам Святослав Николаевич колесит по соседним деревням, собирая ребят на занятия в Добровольскую школу, а вечерами отдается любимому делу: мастерит из дерева красивые вещи. В поисках подходящего материала много ходит по лесам. Большие помощники в этом деле — работники лесхоза, лесники, которые знают об увлечении земляка, отрезают от спиленных деревьев капы-наросты и подвозят к дому.

Поиски среди непуганого зверья

— А часто с вами в лесу, во время тихой охоты, что-то приключается?

— Да, разное бывает. Однажды издалека вижу любопытный нарост на большом дереве, подхожу ближе, а там, в зарослях, зубр стоит и на меня в упор смотрит. Я развернулся и домой... Кабаны встречаются, лисы, ужи. Лес ведь живой, звери здесь у нас в Беловежской пуще непуганые. Приходят на приусадебные участки и роются в грядках. Сельчане вынуждены объединяться в группы по тридцать — сорок человек и по очереди ночью дежурить: жечь костры, делать обход, гремя железяками.

На любителя

Чтобы показать красоту, бывает мастер на выставках в различных городах и странах: объездил не только Беларусь, побывал в Польше, Литве.

— Люди охотно берут такие вещи?

— На любителя. Иной и не посмотрит в мою сторону, а если подходит мой покупатель, так у него глаза разбегаются. Это ведь ручная, очень долгая и тяжелая работа. Да и наросты все разные. Каждый — единственный в своем роде экземпляр.

— Сразу можете определить, что получится из того или иного нароста?

— Кап с корой и без коры — это разные вещи. Когда начинаешь снимать кору, то обнаруживаются ямки, гниль. Приходится недостатки превращать в достоинства, как-то обыгрывать, делать пластику. Лежит у меня в мастерской большущий ольховый прикорневой кап. Вероятно, сделаю из него стул, — заключает мастер. — Суков да корней у меня немало накопилось, есть любимые работы, а самые интересные — еще не сделанные.

Суть науки

— Как постигли красоту капа?

— С капами я стал работать с двухтысячного года. Был такой сильный мастер Иван Пронько. Он мне предложил приехать к нему перенимать науку. Побыл у него четыре дня, уловил суть. Сначала нарост около трех часов варится в большом чане, чтобы можно было снять с него кору. Потом древесина нежно, чтобы не повредить текстуру, высвобождается, и ей придается нужная форма различными столярными инструментами. Затем изделие сушится от шести месяцев до года, а после идет его доводка, финальная шлифовка. Например, ручки этой напольной вазы мне пришлось шлифовать три недели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter