Капитал смотрит на восток

Эйфория от вступления Польши в Евросоюз вдруг сменилась истеричной общественной реакцией на повышение цен на сахар и некоторые другие продовольственные товары.
Эйфория от вступления Польши в Евросоюз вдруг сменилась истеричной общественной реакцией на повышение цен на сахар и некоторые другие продовольственные товары. Чиновники разных рангов этого явно не ждали. А многие аналитики предсказывали, что может получить развитие "черный" рынок, на который вернутся опытные спекулянты, процветавшие во времена тотального дефицита. С одной стороны, народ скупает товары в ожидании повышения цен до западноевропейских, с другой - производители и оптовики по той же причине придерживают товары про запас, рассчитывая потом сбыть их подороже.

Государственное управление защиты конкуренции и потребителей предупреждает предпринимателей, что на немотивированное повышение цен намерено применить к ним штрафные санкции, которые могут достигать даже 10 процентов годового оборота. Но закон обставляет эти меры такими условиями и оговорками, что почти нереально ими воспользоваться.

Министерство финансов успокаивает: хотя средние цены в Польше гораздо ниже евросоюзовских, их выравнивание невозможно в ближайшие годы, не говоря уже о том, что это можно сделать сразу по вступлении в ЕС. Самая большая месячная инфляция ожидается в первые два года, но она не превысит 1,1 процента. А потребитель что видит? Уже сейчас за стройматериалы, к примеру, приходится платить больше, поскольку на них высокий спрос - покупают не только поляки, но и белорусы.

Тот же минфин рассекречивает свой прогноз: цены на сахар возрастут на 36 процентов, на зерно - на 10 - 15 процентов, свинина и говядина подорожают на 5 - 10 процентов, но зато на 11 процентов подешевеет курятина. Однако вычисления другого министерства - сельского хозяйства - говорят о падении цен на зерно на 4,4 процента, что невыгодно производящим его крестьянам, и росте стоимости говядины в живом весе на 40 - 60 процентов, что ударит по карману потребителя.

Насколько это потянет потребитель - вопрос. Тем более что не предвидится отступления от так называемого "плана Хауснера": пакета весьма неприятных ограничительных законов, подготовленных министром экономики Ежи Хауснером и утвержденных недавно правительством для представления в сейм. Девиз новаций: если страна и ее население не будут жить экономнее, это может обернуться крахом бюджета. Его расходы росли в последние годы быстрее инфляции, что породило громадный дефицит.

Сейчас правительство намерено сокращать всякого рода льготы, пособия, довести пенсионный возраст женщин до 65 лет, сравняв их с мужчинами, сократить сроки выплат по болезни, по социальному страхованию, даже проверить достоверность медицинских заключений об инвалидности. На заседании совета министров было сказано, что отказ от рационализации расходов приведет к тому, что через два-три года ситуация с финансированием дефицита бюджета и в экономике в целом станет гораздо труднее.

И это невзирая на то, что польским бизнесменам в родном отечестве остается лишь каждый двадцатый злотый из заработанных. Остальное попадет в челюсти бюджета с его острыми зубами многих налогов и в различные социальные фонды. Доходность предпринимательской деятельности упала до 2 процентов. Такая доля доходов попадает в личный карман. Поэтому внутренние инвестиции снижаются уже на протяжении 14 кварталов.

Как это ни парадоксально, бизнесмены вступившей в ЕС Польши поглядывают более заинтересованным взглядом не на Запад, а на Восток. Об этом мы беседовали с финансовым директором агентства развития промышленности (оно похоже на нашу торгово-промышленную палату) доктором экономических наук Анной Малевич. По ее словам, около 5 тысяч польских фирм заинтересованы в сотрудничестве с восточными соседями.

Инвестиции они готовы вкладывать, конечно, там, где есть более дешевое сырье, рабочая сила, а точнее, более низкие, чем в ЕС, затраты, не скрывает пани Малевич. "Наш бизнес сейчас все-таки насторожен высокой конкуренцией в Евросоюзе и думает, как лучше пристроиться в этом мире, - говорит она. - Понятно, от борьбы можно убежать далеко на Восток, скажем, в Китай, но все-таки Беларусь, Россия, Украина ближе и понятней, рынки там для нас более открытые и, главное, развивающиеся, широкие. Интерес к этому "ближневосточному" бизнесу не ослабевает, наоборот, повысился в связи с вступлением Польши в ЕС. И сегодня есть понимание, что за Бугом уже не "сделаешь интереса" без серьезных инвестиций".

Сегодня многие польские бизнесмены считают так: "Если окажется более выгодным перенести производство того или иного товара в другую страну, я сделаю это, даже если бы пришлось закрыть его производство в Польше".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter